Содержание романа «Последний из удэге»



Над романом «Последний из удэге» Фадеев работал свыше двадцати пяти лет. Роман остался незаконченным.

Основное действие романа происходит весной и летом 1919 года в Приморье.

В отличие от «Разгрома» новый роман А. Фадеева густо населен представителями различных сословий — здесь и страшный по своей моральной растленности мир богачей Гиммеров и близких им людей, таких, как офицер Ланговой, и представители интеллигенции — врач Костенецкий и его дети Лена и Сережа, и представители удэгейского племени — Сарл, Масенда.

Много в романе и эпизодических героев, совершающих героический народный подвиг, таких, как Игнат Саенко (Пташка), братья Яков и Андрей Бутовы, Семен Городо­виков, рабочая семья Борисовых.

Главная задача, которую поставил перед собой писа­тель,— показать события революции и гражданской войны на Дальнем Востоке, вскрыть причины, породившие эти грандиозные исторические события, показать закономер­ность крушения старого мира и рождение нового, процесс роста революционного сознания людей, раскрыть богат­ство внутреннего мира героев, рожденных революционной эпохой.

В предисловии к изданию первой книги романа А. Фа­деев указал, что она родилась под непосредственным влиянием исторического труда Ф. Энгельса «Происхожде­ние семьи, частной собственности и государства».

В работе над романом А. Фадеев использовал огромный материал о гражданской войне и о жизни народа на Даль­нем Востоке, который у него накопился за долгие годы.

Писатель показал силу партизанского движения, его всенародную поддержку. Все села, деревни, хутора, стой­бища были связаны с партизанами и оказывали им всяче­ское содействие. Уже на первых страницах романа мы встречаемся с удэгейцем Сарлом, который когда-то спас Мартемьянова, а теперь выполняет роль разведчика, собирая для партизан сведения о белогвардейцах и интер­вентах.

Особое место в романе занимают образы Сережи и Лены Костенецких. История их семьи связана со многими людьми и событиями, предшествовавшими гражданской войне.

Лена Костенецкая, попавшая из скромного дома про­винциального врача в фешенебельный особняк Гиммеров, видит жизнь владивостокской знати, которая все свое бла­гополучие строила на нещадной эксплуатации трудового народа. Находясь у Гиммеров, Лена никогда не порывала духовной связи с отцом, который был подлинным народ­ным врачом.

В восприятии Лены не только Гиммеры, но и весь мир богатства — мир пустоты, бездушия, далекий от народа.

Слушая застольные беседы высокопоставленных и бо­гатых людей «о родине, о человечестве, о красоте, о любви, о милосердии, о доброте, о боге, о счастье», Лена догады­валась, что «эти люди и люди, лепящиеся вокруг них и пресмыкающиеся перед ними», «все это… плохо знают — и во все это плохо верят, а хорошо знают и верят они в то, что они должны вкусно и сладко есть, пить много хорошего вина, нарядно и тепло одеваться, наслаждаться красивыми и хорошо одетыми женщинами, не затрачивая никакого труда на то, чтобы все это у них было».

После свержения царя Лена отчетливо понимает, что между ней, Гиммерами и им подобными пролегла пропасть. Внутренне она одобряет поведение своего отца и брата, вставших на сторону народа, на сторону революции. Она порывает с миром Гиммеров и возвращается в Скобеевку к отцу, к брату, к тем людям, которые живут трудовой жизнью. И хотя жизнь в Скобеевке трудная, полная лише­ний, но она связана с наррдной борьбой. И эта жизнь, по сравнению с жизнью Гиммеров, кажется Лене чистой и правильной. Лена работает медицинской сестрой в боль­нице у отца, что наполняет ее жизнь особым смыслом.

Большое внимание в романе уделяется образам боль­шевиков, руководителей партизанской борьбы, в которых сосредоточены лучшие черты народного характера. Наибо­лее полно обрисованы в романе Петр Сурков и Алексей Чуркин (Алеша Маленький).

Петр Сурков во всех своих действиях и поведении воплощает подлинную народную волю. О Петре можно сказать словами Горького — человека создает его сопро­тивление окружающей среде.

Он не только волевой человек, борец за революционные идеи, руководитель партизанского движения, но и человек, по-новому воспринимающий красоту мира, по-новому чув­ствующий внутреннее богатство людской души.

Алексей Чуркин, так же как и Петр Сурков, дело революции считает своим кровным делом, а вера в светлое будущее своего народа дает ему силу и мужество выдер­жать все испытания партизанской борьбы.

Фадеев показал, как под воздействием революции меняется жизнь племени удэгейцев, как растет чувство братства и содружества между удэгейцами и русскими.

Наиболее полно обрисованы в романе Сарл и Ma­ce нда.

Фадеев далек от идеализации жизни удэгейцев, он показал их темноту и суеверие. Особенно впечатляюща сцена, где изображены пляски и колдовство шамана, которые Сережа Костенецкий воспринимает как дикий и суеверный обряд.

Роман «Последний из удэге» — произведение широко­го эпического охвата действительности. С большой худо­жественной силой писатель показал, как жили народы Дальнего Востока, как принимали самое активное участие в Октябрьской революции и гражданской войне. Несмотря на то, что роман остался незавершенным, он стал событием в историко-литературном процессе и занял особое место в творческой биографии А. Фадеева.

Если домашнее задание на тему: " Содержание романа «Последний из удэге»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.