Содержание повести «Житие Ушакова»



На грани революционной публицистики и художественного творчества стоит повесть «Житие Радищева Федора Васильевича Ушакова» (1788).

Уже само заглавие этого произведения носило подчеркнуто демонстративный характер. Слово «житие» обычно связывалось с жизнью святого. «Житиями» назывались подчас и жизнеописа­ния крупных государственных деятелей — царей, военачальников и т. п. Намерение Радищева рассказать о жизни совсем простого, рядового, даже ничтожного, по понятиям того времени, человека, отличавшегося всего лишь высокими моральными качествами, да еще назвать этот рассказ «житием»,— в какой-то мере продол­жало линию «Дневника одной недели» с его вниманием к частной жизни, вместе с тем свидетельствуя о замечательном для того времени демократизме мышления Радищева. Но в противополож­ность «Дневнику одной недели», цель автора — не психологиче­ский анализ переживаний, а описание событий из действительной жизни русских студентов (самого Радищева и его товарищей с Ушаковым во главе) в Лейпциге. В центр этого описания по­ставлена борьба с Бокумом, происшествие, по сути дела, тоже не такое уж значительное, из которого Радищев делает, однако, далеко идущие политические выводы. Бокум при всей его мел­кости и ничтожности рассматривается Радищевым как одно из характерных проявлений екатерининского самовластия вообще.

Это был маленький, «частный» тиран и «притеснитель», по­ступки которого были, однако, совершенно подобны действиям «притеснителей общих». С другой стороны, конфликт между сту­дентами и Бокумом представлялся Радищеву как бы прообразом и даже своего рода программным образцом возможных и закон­ных столкновений между самодержавием — «единоначальством» и обществом — народом. Замечательно утверждение Радищева в «Житии», прямо перекликающееся с аналогичными высказыва­ниями в «Путешествии из Петербурга в Москву» о том, что в са­мой тяжести притеснения, непомерности гнета заключены залог и возможность освобождения. «Человек много может сносить не­приятностей, удручений и оскорблений. Доказательством сему служат все единоначальства. Глад, жажда, скорбь, темница, узы и самая смерть мало его трогают. Не доводи его токмо до край­ности. Но сего-то притеснители частные и общие, по щастию че­ловечества, не разумеют...». Другими словами, невы­носимость гнета в конце концов неминуемо должна вызвать отпор против него, повлечь за собой восстание, революцию. И этот-то именно путь и представляется Радищеву самым «благим» для «страждущего общества». Наоборот, всякие частичные послабле­ния гнета, проводимые самодержавными «мучителями» народов, с этой точки зрения (чем хуже, тем лучше!) являются для Радищева даже прямо нежелательными. Не реформа, а революция — его основная установка.

Так автобиографическое повествование превращается в поли­тический трактат, заключающий в себе программу и проповедь революционного действия. В то же время припоминанием успеш­ной борьбы с Бокумом, как и воспоминаниями о вожде своей юности, «учителе в твердости», как называет он Ушакова, Ради­щев словно бы подбодряет себя на борьбу гораздо более опасную и тяжелую, к которой он в это время уже полностью приготовился: к моменту выхода в свет «Жития Ушакова» «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» было почти совершенно за­кончено. Все это делает «Житие» своеобразным литературным предварением последнего.

Если домашнее задание на тему: " Содержание повести «Житие Ушакова»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.