Содержание повести «Пожар» В. Распутина



На переломе 70—80-х годов писатель снова обра­щается к публицистике. Известны его страстные вы­ступления в защиту Байкала, цикл статей об историче­ских судьбах Сибири («Все мощно и вольно», «Сибирь без романтики», «Послужить отечеству Сибирью» и др.), об Иркутске, о роли памяти и традиций в куль­турном развитии народа, наконец, насыщенные высо­ким гражданским пафосом речи на съездах писателей. Однако в какой бы сфере художник ни выступал, его позиция оставалась неизменной, гражданской.

В 1985 г. В. Распутин создает повесть «Пожар». В повести развернуто то, что намечено в сюжете «Про­щания с Матёрой» — предстоящее переселение корен­ных жителей деревни на новое место. Теперь это пред­полагаемое переселение обретает реальные контуры. Если Матёру уничтожает разлившееся море, то гибель Сосновки — от разложения изнутри: ее размывают по­рушенные нравственные устои, «неурядье». «Добро и зло перемешалось»,— говорит писатель. Установи­лась некая «постоянная и уравновешенная температура души», сродни той энтропии, которая в мировом мас­штабе сулит гибель Вселенной.

Само название повести — «Пожар» — вызывает у читателя ощущение тревоги. Пожар на леспромхозов- ском складе высвечивает суть самых различных харак­теров персонажей повести. Внимание В. Распутина при­влекает не бывший когда-то обычным в нашей литера­туре конфликт между консерватором и новатором или отсталым замом и передовым предом. Художник увидел внутри основного населения Сосновки столкновения между «архаровцами» и «законниками». Сюжет повести и построен так, чтобы выявить отношения людей, утративших лад и согласие.

Читатели привыкли к выражению «распутинские старухи». Эти образы — действительно наиболее круп­ное открытие автора «Последнего срока» и «Прощания с Матёрой». В основе же повести «Пожар» — мужские характеры. Центральный персонаж повести — пожилой шофер (в прошлом фронтовик) Иван Петрович Егоров, около него — рачительный хозяин дядя Миша — Хам- по, тракторист Семен Кольцов, Афоня. Противостоит этим людям пестрая, разношерстная толпа, жаждущая пустого, никчемного, но сытого существования. Труд для них. — каторга, соревнования в труде нет и в поми­не, вместо него — игра, видимость, показуха. Борьбой за план прикрывается хищническая лесоистребительная деятельность. А отсюда и упадок нравственности, о котором с горечью говорит Иван Петрович: «Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смерт­ный грех — почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держа­лись?»

Повесть завершается открытым финалом. «Отча­явшийся найти свой дом» главный герой на распутье: покинуть опостылевшую ему Сосновку или продолжать практически в одиночестве борьбу со злом и неправдой. Иван Петрович оставляет поселок: «Молчит, не то встречая, не то провожая его земля».

Впервые в прозе писателя, отличавшейся раздумчиво-психологическими интонациями, появилась откры­тая тенденциозность, жесткая публицистическая мане­ра. Писатель уже как бы не доверяет вымышленным персонажам, сам врывается в стихию повествования. Его голос приобретает набатное звучание, но нет и сле­да гипертрофии рациональной мысли, ибо все погруже­но в поток живых эмоций.

Ключевыми понятиями в творчестве В. Распутина давно стали два слова — природа и память. К ним стя­гивается решение всех остальных проблем бытия в мно­гогранном творчестве художника. И прежде всего бес­смертия человеческого деяния на земле, воплощенного непрерывной чередой поколений тех, кто самозабвенно несет вахту Труда, Долга, Совести.

Творческая судьба В. Распутина удивительна. Каждое произведение широко признанного талантливо­го писателя становится событием литературно-общес­твенной жизни страны.

Если домашнее задание на тему: " Содержание повести «Пожар» В. РаспутинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.