Содержание повести «Деньги для Марии»



Повесть «Деньги для Марии» привлекла внимание сложностью и новизной конфликта, ювелирной точно­стью его решения. Правда, при создании персонажей автор чаще дает такие характеристики, как окаменев­шая в своем горе Мария, хлопотливый Кузьма, крикли­во-вздорная Галька, степенный дед Гордей, отзывчивый на беду Василий, нередко за счет индивидуально- характерного. Динамизм и форсированность сюжета еще не позволяют глубоко проникнуть во внутренний мир человека.

Вместе с тем в повести выявлен механизм взаимодействий между материальным благополучием и нравственными устоями. Оказывается, повышение благосостояния (само по себе явление положительное) отнюдь не прямо пропорционально возрастанию душевного потенциала. Нередко здесь зависимость как раз обратная. В дальнейшем писатель не только не изменит этой социально-нравственной установке, но сделает ее главной.

В чем состоит истинное призвание человека, смысл его жизни? На эти и многие другие вопросы В. Распу­тин попытается ответить в «Последнем сроке» (1970). Центральный персонаж — восьмидесятилетняя старуха Анна — появляется перед нами за несколько дней до смерти. В эти роковые часы у ее постели собираются взрослые дети. В произведениях Распутина конфликт-особый — писатель показывает не противоборство, а противостояние людей. Однако напряженность разг вертывающейся духовной драмы такова, что она вызы­вает у читателя либо страстное сочувствие, либо столь же активное неприятие, волнуя его сердце, заставляя непрестанно работать ум.

Для Анны в ее нелегкой крестьянской доле с «веч­ной круговертью» жизненно важно «задержать в гла­зах и душе красоту земли и неба». Эта работа духа спасает от суетности, придает особый лад и меру, даже у последней черты позволяет сохранить истинное достоинство труженика, ибо все отдано людям, а если что и недополучено, так ведь «на характере можно про­держаться». Анна инстинктивно тянется к прекрасно­му, понимая его значение в очищении души. Прекрас­ное, в ее представлении,— это и чистая совесть, и почи­тание старших, и милосердие к природе. Отсюда зако­номерны и те сомнения, что ведут к глубокому недовольству собой.

В «Деньгах для Марии» предметом размышлений и анализа стала новая социально-историческая ситуа­ция. В «Последнем сроке» принцип историзма углубля­ется. И ке только потому, что вводится емкий образ проходящего времени (героиня вспоминает тридцатые, сороковые, послевоенные годы). Главное в том, что здесь художник впервые ставит проблему памяти.

Анна Степановна не только мать своим детям, xpaнительница очага. Она — средоточие тех нравственных; ценностей крестьянского мира, которые хотела пере­дать им. Горечь обиды ранит ее сердце при виде сыно­вей и дочерей, промотавших это наследие. Материнский призыв собирает их, а действительность разобщает. И дело тут не в пространственно-географической раз­бросанности, даже не в том, что любимая младшая дочь Таньчора не приехала. Хуже всего то, что микробы «обезличенности и безродности» одерживают верх над человеком.

Цельность и искренность материнского характера дробятся на осколки, и вот уже перед нами натуры мел­кие, своекорыстные, лукавые. Они, конечно же, пони­мают, что проявлять эти свойства открыто не столь уж почетно. Так возникает необходимость в симуляции горя, т. е. на глазах умирающей творится кощунство. И все же самое страшное даже не в этом, а в том, что взрослые дети не осознают своего непотребства.

Если с образом Анны связаны строгие эпические и драматические краски, лирически одушевленный пей­заж, то иная тональность господствует при изображе­нии Люси, Ильи, Варвары: беспощадность характери­стик, в которых на первом месте ирония и сарказм. Илья три дня ожиданий в доме смертельно больной матери превращает в непрерывное бражничество. У не­го, растерявшего в суете будней элементарную поря­дочность, уже не лицо, а маска: «будто свое Илья продал или проиграл в карты чужому человеку». Есть что-то механическое в Варваре, которая готова всякий раз «включить себя», чтобы поголосить по матери. Но когда заходит речь об опеке над матерью, она не торо­пится выполнить свой долг. Однако предел бездухов­ности — Люся. Почти все, чем некогда одарил ее сель­ский мир, было отвергнуто. «Давным-давно уже она не трогала воспоминания о деревне, и они окаменели, слежались в одном отринутом неподвижном комке, за­толканном в дальний и пыльный угол, как узел с отслу­жившим свое старьем». Слово, сопровождающее ее как рефрен, одно: «Забыла... забыла совсем, до пустоты». Сломанная черемуха, которую видит Люся, восприни­мается как символ: от некогда мощного ствола «сохра­нилась лишь боковая, жидкая поросль».

Коллизии, в основе которых непонимание, равноду­шие, безответственность, стали объектом аналитическо­го искусства писателя. На какой почве вырастают они и что сулят не в межродственных отношениях, а в обще­национальном масштабе? Ответом на этот вопрос стала третья повесть В. Распутина «Живи и помни» (1974). Эволюция в творчестве писателя повлекла за собой перемены в жанровом плане. От формы повести с пар­ной композицией («Деньги для Марии»), структуру которой определяет судьба двух героев, видим переход к композиции, условно говоря, радиальной. Такой вид повествовательного произведения уже ближе к «мало­му роману», когда в центре главный герой, а от него идут лучи к другим персонажам («Последний срок»). Те же принципы положены и в основу «Живи и помни», хотя здесь автор вроде бы вновь возвращается к пар­ной композиции.

Если домашнее задание на тему: " Содержание повести «Деньги для Марии»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.