Содержание пьесы «Любовь Яровая»



Пьеса К. Тренева «Любовь Яровая» (1926) — выдаю­щееся произведение советской драматургии.

Тренев стремится постичь революцию изнутри, со сто­роны ее внутренних стимулов, хотя внешние приметы, яркие детали времени неизменно присутствуют в пьесе. Эту задачу он решает, прослеживая эволюцию созна­ния героев под влиянием революционных событий.

Главный вопрос, который встает в драме «Любовь Яровая»,— это вопрос о том, какими качествами характе­ра и поведения обогащает революция человека, как изме­няется само понятие гуманизма. Ответ на эти вопросы дается всем поведением Кошкина, Шванди, Яровой, их рассуждениями-диалогами.

Новое содержание революционного гуманизма выра­жено в пьесе в его социально-нравственной программе и в конкретной практике революционной деятельности большевиков.

Правда революции — правда гуманизма — не просто декларируется в пьесе, она воплощена во всех сюжетных перипетиях, во всех делах героев — в ней основа развития их характеров. Эта правда покоряет лучших представите­лей старой интеллигенции в лице профессора Горностаева, вначале скептически оценивающего события революции, а затем осознающего их великую благородную миссию:

Тема воспитывающего влияния большевиков решается прежде всего в образе учительницы Яровой, освободив­шейся под влиянием революции, комиссара Кошкина от чувства жалости к мужу-врагу. Воздействие большевиков испытывает на себе и матрос Швандя, размышляющий в «мировом масштабе», и другие персонажи из лагеря борцов за народное дело.

Образы врагов революции изображены достоверно и правдоподобно, заметно отличаются от однозначных характеристик вражеского лагеря во многих пьесах тех лет. Тренев сумел перешагнуть через схематично-утриро­ванные, примитивные представления о врагах. Проникно­вение в характер и психологию позволило автору глубже, изнутри показать распад личности и закономерность краха враждебных народу идей (Яровой, Чир, Елисатов, Зака­тов) .

Пьеса «Любовь Яровая» была впервые поставлена в 1926 году на сцене Московского Малого театра и с тех пор навечно осталась в репертуаре театров нашей страны и за рубежом.

Жанровой особенностью пьесы является ее эпическая широта и многоохватность событий.

Народ — главный герой пьесы. Большинство действую­щих лиц — простые люди из народа. И хотя они не всегда достаточно индивидуализированы в своих речевых, сущно­стных приметах, в целом эта разноликая масса, объеди­ненная характерными для простого народа интонация­ми — смесью просторечия и незамысловатого юмора, создает точный колорит времени, подчеркивает народный характер революции.

Рабочие, красноармейцы, солдаты, а в противополож­ность им «публика», «деловые люди», «офицеры» — эти обобщенные группы лиц воспроизводят характерные на­строения: уверенность в победе простых людей и панику, испуг и растерянность представителей враждебного лагеря.

Эпос в сочетании с углубленным проникновением в пси­хологию героев позволил провести личные коллизии через углубленные социально-общественные. В этом отношении «Любовь Яровая» оказалась в ряду таких замечательных пьес героико-революционного жанра, как «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разлом» Б. Лавренева. Характерной особенностью пьесы является ее насыщенность злободнев­ными проблемами современности. Герои Тренева отстаи­вают большую правду времени в спорах, диспутах, рас­суждениях, выводят истину из самых различных точек зрения. Мыслью — активной, действенной, последователь­ной, утверждающей новое в жизни — проникнуты выска­зывания Кошкина, Яровой, Шванди. Враг же, напротив, нервически издерган, неуравновешен, допускает противо­речивые высказывания, в которые сам мало верит.

Тренев берет жизнь в ее главных направлениях, типизи­руя наиболее существенное, поэтому в его пьесе конкретно- бытовое не играет самодовлеющей роли. Даже моменты частные и, казалось бы, очень бытовые вдруг обретают глубокий социальный и современный смысл. В таких «пере­ключениях» событий важна роль детали, приобретающей нарицательный смысл.

Таков эпизод, когда Горностаев, наблюдающий ссору пытающихся удрать за границу Закатова с Дунькой, бро­сает: «Пустите Дуньку в Европу», и фраза звучит гораздо серьезней, чем ее смысл в данном конкретном моменте. Сквозной темой внешнего действия, выдержанной на протяжении всей пьесы, является тема Жегловского моста.

Несложный этот сюжет (установка ревкома на взрыв моста, арест жегловцев, их спасение от казни и т. д.) призван продемонстрировать на одном факте типичное для времени: острый социально-классовый конфликт, выра­женный в прямом или скрытом действии.

Но сюжет этот не определяет всю драматургию пьесы и становление характеров. Более значимой является исто­рия Любови Яровой, узнающей в муже заклятого врага советской власти и, следовательно, своего врага. Личная тема драмы — история отношений Яровой с мужем — органично слита с общей революционной тематикой.

Это даже не «личное» в обычном значении этого понятия. Ведь все чувства Яровой обусловлены ее при­надлежностью к большевикам, активным участием в рево­люционной борьбе народа.

Образ Яровой нельзя понять в отрыве от образов комиссара Кошкина и других большевиков. Все действия революционерки связаны с действиями комиссара. Сдер­жанная, не по-женски суровая и собранная, Любовь Яровая в пьесе — олицетворение революционной целе­устремленности и воли. Она очень хорошо понимает и ко­нечную цель революции, и ее повседневные задачи.

В диалоге-полемике Яровой с Пановой выражены типичные социальные расхождения во взглядах на револю­цию. Для вдовы архитектора, которая высокомерно утвер­ждает, что «видела культуру и в Европе, и в России», революция — разгул вандализма, а «культура в России растоптана «хамским сапогом».

Панова. Ваш, как и мой муж, были прекрасные люди. Мой муж был славный архитектор, созидал дворцы и храмы, а погиб от укуса одной вши. И нет больше творца, не создаст новых дворцов и храмов. Их вошь съела.

Любовь. Создадут другие.

Панова. Не в России, милая. Здесь вошь — царица, все съест.

Любовь. А мы ее вычешем. Есть паразиты хуже вшей. Дворцы вы себе строили, нам — казематы.

Итогом этих размышлений являются слова Яровой: «Одни родились, чтобы наслаждаться, другие — чтобы ненавидеть». В них — четкая формула социального нера­венства.

Во внешнем облике и поведении учительницы много традиционного, идущего от первых женщин-революционе­рок: она говорит «идейными» фразами; ее речь почти не несет бытовых нагрузок, сдержанна, сурова, прямолиней­на.

Но вместе с тем Яровая — человек с глубоким внутрен­ним миром и интеллектом и совсем неоднозначна в своем поведении. Она чувствует и глубоко переживает именно в сфере личного, а это уж никак не вяжется с обликом женщин в «кожаных куртках», проповедующих аскетизм.

В скупой, до афористичности собранной речи Яровой выражена суть программы созидания новой жизни: «Но­вую жизнь вышивают. Новый мир кровью покупают».

Деловой, очень конкретный «разговор» Яровой совершен­но лишен абстрактности.

Тренев — большой мастер речевых характеристик. В пьесе каждый из персонажей говорит на языке, обуслов­ленном его биографией, социальной принадлежностью, особенностями натуры. И еще одна характерная особен­ность: одни и те же речевые обороты служат у разных персонажей различным целям.

У Шванди просторечные выражения, его «паразитизмы» — «уполне», «обратно» и другие, создавая отчасти комический эффект, подчеркивают простую, народную ос­нову образа, радостную убежденность в победе. У Дуньки же диалектные и жаргонные искажения слов способствуют разоблачению мещанской сущности ее характера.

«Любовь Яровая» заняла видное место в советской драматургии. Сочетание углубленной философичности и психологизма с масштабным охватом событий создало пьесе репутацию выдающегося явления советской литера­туры.

Если домашнее задание на тему: " Содержание пьесы «Любовь Яровая»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.