Содержание пьесы «Дни Турбиных» Булгакова



Под иным углом зрения предстали события револю­ции и гражданской войны в пьесах М. Булгакова «Дни Турбиных» (1926) и «Бег» (1928). Пьеса «Дни Турби­ных» была создана на основе романа «Белая гвардия», подвергшегося сразу же после выхода в свет острым нападкам со стороны большей части критики. Основное обвинение — «полуапология белогвардейщины», а сам писатель попал в разряд «упадочных». Резкость тог­дашних оценок объяснялась рядом причин. Ведь обыч­но в произведениях о гражданской войне враг изобра­жался либо как заслуживающий сатирического обличе­ния, либо как жалкое, потерявшее все человече­ское, отребье. Кроме того, нужно принять во внимание обстоятельство, что роман «Белая гвардия» писался как бы по горячим следам событий: только что отгреме­ли последние бои в Крыму, Сибири, на Украине. Сде­лать врагов главными персонажами, раскрыть их соб­ственную драматическую судьбу казалось в ту пору кощунством. Тем не менее зоркость и смелость худож­нической позиции Булгакова были несомненны; в его прозе и драмах по-своему утверждалось величие идей революции.

«Дни Турбиных» имеют по сравнению с романом более выверенную социальную направленность. Напи­санная как бы изнутри белого стана, драма вскрывает историческую неизбежность поражения уходящих клас­сов, обреченность их усилий в борьбе с народом. Одна­ко сложность проблемы как в пьесе «Дни Турбиных», так и в «Беге» состояла в том, что за многоликой мас­сой белых «защитников» России стояли разные челове­ческие судьбы. Одни из них с победой народа терпели полный крах и деградировали нравственно и духовно (в России или эмиграции), другие — а таких было немало, — многое увидев, пережив и поняв, не сразу, порой мучительно трудно, но искренне принимали прав­ду века как свое выстраданное, кровное. Вот почему мы не вправе говорить о «полуапологии белогвардейщины» у Булгакова.

Интересно проследить, как с течением времени (и довольно быстро) эволюционирует тема «интелли­генция и революция» в этих произведениях художника. Недвузначно Булгаков прочерчивает линию краха и бесперспективной борьбы белой гвардии, отступаю­щей, бегущей и увлекающей за собой как ярых против­ников Советской власти, так и просто запутавшихся, растерявшихся людей. Тема духовной катастрофы той части интеллигенции, которая активно не приняла рево­люцию или стояла в стороне от нее, заметная в романе «Белая гвардия», значительно определеннее выражена в пьесе «Дни Турбиных». Некоторые из вчерашних врагов, защитников старых устроев многое прозревают и начинают искать выход из тупика. К финалу пьесы «Бег» тема поиска выхода становится основной для главных персонажей. И если вполне закономерно воз­вращение на родину эмигрантов, подобных Голубкову, то приезд в Россию палача Хлудова (портрет которого списан с генерала Слащова) не так просто объяснить. Хлудов сам знает, что таким, как он, нет и не может быть прощения, и все же едет, чтобы снять с души непосильный груз вины перед своим народом.

Судьба этих произведений Булгакова сложная: «Дни Турбиных» появились в Художественном театре при жизни автора, пьеса «Бег» увидела свет рампы уже после его смерти. В 1940 г., когда Булгакова уже не было в живых, А. Фадеев сказал о нем: «И люди поли­тики, и люди литературы знают, что он человек, не обременивший себя ни в творчестве, ни в жизни полити­ческой ложью, что путь его был искренен, органичен, а если в начале своего пути (а иногда и потом) он не все видел так, как оно было на самом деле, то в этом нет ничего удивительного: «Хуже было бы, если бы он фальшивил».

На 20-е годы приходится становление такой ориги­нально-неповторимой ветви нашей драматургии, как комедиография. О богатстве и многообразии ее жанро­вых разновидностей свидетельствуют комедии, водеви­ли, трагикомедии, драматические памфлеты В. Мая­ковского, М. Булгакова, Б. Ромашова, Л. Леонова, Н. Эрдмана, В. Катаева и др.

Если для обличительной поэзии Маяковского ха­рактерны собирательные, так сказать коллективные, сатирические образы, многие из которых давно стали нарицательными («прозаседавшиеся», «приспособлен­ные люди»), то его комедиография — это средоточие резко очерченных, индивидуально-неповторимых отри­цательных персонажей. Сам юмор в пьесах Маяковско­го заметно преображается по сравнению с сатирически­ми стихами первой половины 20-х годов. Лозунг поэта «Где вы, бодрые задиры?», сконцентрировавший в себе призыв к сатире искрометной, победительно-наступа­тельной, блистательно реализован им в комедиях «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).

Если домашнее задание на тему: " Содержание пьесы «Дни Турбиных» БулгаковаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.