Содержание пьес Леонова



Закономерность создания пьесы «Метель»: связь ее пробле­матики и образов с проблематикой и образами произведений кон­ца 30-х и начала 40-х гг. — «Волка», «Нашествия», «Золотой кареты». Гражданский пафос «Метели»: протест против лжи в отношениях между людьми, против недоверия и подозритель­ности, уродующей души людей, в особенности молодежи (исто­рия Зои и Сергея). Вопрос о мнимом и истинном патриотизме.

Образы пьесы: «отцы и дети». Парадокс сюжета: «правильное» расшифровывается как ошибочное, а «чуждое» оборачивается подлинно патриотическим. Подтекстовое развитие морально-эти­ческих тем. Вопрос о традициях Достоевского в «Метели».

Сценические варианты «Метели». Первые постановки, поло­жительные отзывы критики. Появление «проработочных» крити­ческих статей о «Метели».

История создания пьесы «Усмирение Бададошкина». Место ее в творчестве Л. Леонова 20-х гг. Структура пьесы, гротеск­ная образность, стилевые средства. История создания пьесы «Обыкновенный человек». Театраль­ная история пьесы.

Нравственные конфликты в среде советских людей (верность народу и отрыв от народа, творчество и ремесленничество, «ге­роическое в обыкновенном» и мещанский идеал «необыкновенной» жизни и т. д.). Враг новой жизни — мещанство (Констанция Львовна); наносное в психологии и взглядах новых людей (Ло­дыгин, Кира). Раскрытие автором основ советской морали.

Соединение утверждающего начала с началом критическим («грибоедовское» в пьесе). Положительные герои в комедийных ситуациях. Искусство Леонова-комедиографа (развитие сюжета, диалог, чередование смешного и серьезного, характер юмора и т. д.).

Пьеса «Нашествие». История создания пьесы.

Идейно-образная концепция произведения, одного из выдаю­щихся патриотических произведений советской литературы пе­риода Великой Отечественной войны. Общественно-литературное значение пьесы.

Своеобразие леоновского подхода к художественному изобра­жению борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков. «Нашествие» и советская драматургия военных лет. Жанровые особенности пьесы.

Связь «Нашествия» с предшествующим творчеством писате­ля (тема преодоления индивидуализма; тема подвига, героизма; национальное начало; ситуация испытания, морального экзаме­на; переломный момент в психологическом развитии человека; анализ психологии человека старой морали и т. д.).

Сюжет, конфликты, композиция, образы пьесы. Оригиналь­ность решения идейно-нравственной проблематики (через образ Федора Таланова, через столкновение людей двух миров).

Жизненная правдивость пьесы, умение J1. Леонова передать атмосферу военных лет, «самый образ и давление времени». Острые политические и нравственные столкновения персонажей, трагедийные ситуации, стремительные перемены в душевном «веществе» героев, раскрытие большого мира народной жизни через события в семье Талановых. Черты положительных героев леоновской драматургии: дельные русские люди, моральная сила и последовательность, партийность жизненной позиции героев

Разоблачение морального облика врага. Осмысление Отечественной войны в ряду исторических битв русского народа против нашествия врагов России. Оптимистическое начало пьесы.

Выражение в пьесе драматургических принципов Л. Леонова Драматургический подтекст. Применение драматургом в 4-м дей ствии приема «фронтального удара».

Язык и стиль пьесы. Речевые характеристики героев. Формь выражения авторской «субъективности».

Философское содержание пьесы. Общественно-политическое значение пьесы «Нашествие». Современное звучание пьесы.

Пьеса «Ленушка»

Связь «Ленушки» с «Нашествием». Углубление темы народ­ного сопротивления фашистским захватчикам. Как рождается ненависть к врагу; как страдания, ставшие неизбежными, стано­вятся фактором, увеличивающим силу народа в борьбе с врагом (роль образа Темникова; душевное созревание Ленушки).

Развитие патриотической темы как романтически окрыленной «легендарной» народно-поэтической темы. Фольклоризм пьесы. Романтические мотивы: предчувствия сбываются; жизнь героя поддерживается силой любви. Романтически приподнятый язык ремарок, лирическая окраска речи персонажей (сержант, Лена). Национальное начало в пьесе.

Романтически приподнятый язык ремарок, лирическая окраска речи персонажей (сержант, Лена). Национальное начало в пьесе.

Духовный рост и закалка людей в испытаниях войны, «Обыкновенное» и «необыкновенное» в облике советских людей. Влияние напряженной жизни военных лет на психологию и соз­нание людей (Травина, Потапыч, Похлебкин, Бирюк, Илья). Как рождается героическое. Красота и величие русского на­рода.

Разоблачение изменника; моральное превосходство советских людей над врагами.

Философское содержание пьесы. Роль художественного под­текста и символики.

Пьеса «Ленушка» и драматургия военных лет («Русские лю­ди» К. Симонова, «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука и др.).

Сценические качества пьесы. К истории создания повести.

Тема коллективного героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Идея дружбы народов, чувство семьи еди­ной. Всемирное значение борьбы советского народа против фа­шистской Германии.

Образы танкистов. Раскрытие в образах героев судеб и вели­чия народа. Отражение военно-технической специфики.

Сжатость, «спрессованность» повествования. Соединение «прямого» показа действующей армии с углубленным анализом психологии бойцов. «Обыкновенное» и «необыкновенное» в их духовном облике. Анализ глубинных истоков могущества Совет­ской Армии. Гуманистическая идея повести. Стиль героической романтики (взволнованная авторская речь, роль художественно­го преувеличения, ораторские обороты, аллегории и т. д.).Фоль­клорная стихия в повести. Связь повести с публицистикой JI. Ле­онова военных лет.

Гоголевские и толстовские традиции в повести.

Повесть Л. Леонова «Взятие Великошумека» и военные по­вести 1942—1944 гг. Леонов и Шолохов («Они сражались за Родину»). Философское содержание повести. Народность автор­ской позиции.

Пьеса «Золотая карета» (первая редакция)

К истории создания пьесы.

Тематика пьесы: война и ее тяжелые последствия; боль пере­житых потерь; о тех, кто честно воевал, и о тех, кто лишь спасал свою шкуру; трудный приступ к новым делам, к новым дерзани­ям послевоенного времени; начало нового похода молодежи за человеческим счастьем. Основные конфликты пьесы: Березкин — Чирханов, Карев — Марья Сергеевна, Яков — Марья, Тимоша — Яков. Морально-этический характер конфликтов: осуждение лег­ких путей в жизни; обличение бессовестных, бесчестных людей, пытающихся занять «тепленькие» местечки; прославление вы­держки, силы духа героев Великой Отечественной войны, дерза­ний молодежи. Полемическая направленность пьесы: против развлекательности, против теории «бесконфликтности» в искус­стве.

Проблема счастья и долга. Дума о трудных судьбах людей, перенесших жестокую, кровопролитную войну: как начинать но­вую жизнь? Какими путями идти к честному счастью? Пере­кличка мотивов «Золотой кареты» с мотивами поэмы «Дом у дороги» А. Твардовского, романа «Счастье» П. Павленко.

Основные образы пьесы; сюжет пьесы, способы раскрытия характеров. Значение ключевых сцен. Подтекст отдельных сцен, реплик персонажей. Художественная символика и ее связь с философским, идейным содержанием пьесы.

Связь «Золотой кареты» с творчеством Л. Леонова военных лет. Драматургическое новаторство Л. Леонова.

Если домашнее задание на тему: " Содержание пьес ЛеоноваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.