Содержание народной драмы «Царь Максимильян»



Не менее примечательно другое литературное произведение, также, повидимому, сложившееся в петровское время, — народная драма «Царь Максимильян».

К сожалению, дошла она до нас только в очень поздних запи­сях конца XIX в., т. е. сделанных больше чем полтораста лет спу­стя по ее появлении. Первоначальное сюжетное ядро обросло здесь разнообразным и разновременным материалом. В составе пьесы находим не только заведомо более поздние народные песни и романсы, заимствованные из популярных песенников, но и вы­держки из стихов Державина, Пушкина, Лермонтова, даже И. С. Тургенева. Отделяя позднейшие наслоения, можно до некоторой степени представить себе первоначальное содержа­ние пьесы.

Грозный царь Максимильян узнает, что его сын Адольф от­казывается отречься от веры христианской и признать «кумирских» богов. В гневе он велит заковать его в цепи и заключить в тюрьму. Через некоторое время царь снова призывает сына и спрашивает, одумался ли он. Адольф почтителен, но непреклонен. На все требования отца он неизменно отвечает: «Я ваши кумирные боги терзаю под ноги, как хочу, так и топчу!» (В раз­личных записях ответ слегка варьирует, но основная формула не­изменно та же.) Тогда царь Максимильян призывает короля Брамбеуса (в других вариантах просто палача) и приказывает ему срубить «вздорному» и «непокорному» сыну Адольфу голову. По приказу царя является старик-гробокопатель — явный персонаж интермедий. Царь велит ему убрать «это мерзкое тело, чтоб оно поверх земли не тлело». Сам царь женится на «дерзкой богине» Венере и т. д. В основе «Царя Максимильяна», несомненно, лежит литературный источник. Некоторые исследователи считали, что им является житие мученика Никиты, сына Максимильяна, подверг­шегося жестоким мучениям со стороны отца за исповедание хри­стианской веры. П. Н. Берков полагает, что непосредственный источник народной пьесы — драма 1704 г. «Венец славно-побед­ный святому великомученику Димитрию», инсценировка жития Димитрия Солунского, пострадавшего при «царе Максимилиане». В петровское время этот житийный материал получил несомнен­ное злободневно-политическое звучание. Едва ли не самым драма­тическим эпизодом борьбы между допетровской «стариной» и петровской «новизной» было присуждение к смертной казни сына Петра, царевича Алексея, который находился в явной оппозиции к преобразованиям отца и вокруг которого группировались силы церковной и боярской реакции. Еще до приведения приговора в ис­полнение было объявлено, что Алексей умер в крепости, причем пошли упорные толки, что он был задушен. Мучеником за веру, каким старались изобразить царевича Алексея его приверженцы из рядов реакционного духовенства, и показан в драме «Царь Максимильян» царевич Адольф Пьеса приобрела исключитель­ную популярность. При этом, перейдя из рук создавшего ее ав­тора, вероятно, реакционного церковника, в народную среду, она приобрела знаменательные новые черты. Связь с конкретным историческим событием (гибель царевича Алексея) все больше выветривалась, основной конфликт стал приобретать все более обобщенный характер — смелое до конца отстаивание своих убеж­дений перед лицом царя-деспота. Сама оппозиция Адольфа отцу получила новую окраску. В ряде дошедших до нас вариантов Максимильян гневается на сына не только за то, что он не при­знает «кумирических богов», а и за то, что он гулял по Волге-реке с разбойниками и даже был у них атаманом. Наряду с внутрен­ним несочувствием, но внешним трепетом перед лицом грозного царя начинают прорываться и насмешливо-сатирические по отно­шению к нему нотки. Царь любит попользоваться чужим трудом на даровщинку: когда гробокопатель просит полагающуюся ему плату, царь спешит отделаться от него:

  • Гробокопатель. Царь, пожалуй денежки за работу.
  • Царь Максимильян. Приходи, старик, в субботу.

Этот обмен репликами повторяется в пьесе несколько раз. Зато в одном из вариантов и Маркушка-гробокопатель в ответ на слова царского скорохода: «Поди скорей! Царь ждет!» пре­хладнокровно отвечает: «Не велика птица, твой царь-то, и подо­ждет». «Ваше помирательское высоко-не-перескочишь» (пародий­ное переиначивание слов: «ваше императорское величество»),— иронически обращается он к самому царю,— «долго ли ты меня тревожить-то будешь?» Наконец, в пьесу, повествующую о муче­ничестве за веру, вводится весьма сатирическая сценка между пьяным дьяконом и попом, пародирующая церковную службу.

Композиционная форма драмы о царе Максимильяне отли­чается еще большей безыскусственностью, чем «Комедия о графе Фарсоне». Пьеса построена на непрерывно возвращающихся эпизо­дах (несколько раз повторяется появление перед царем Максимильяном сына, появление гробокопателя и т. д.), причем повторяются не только ситуации, но и персонажи все время обмениваются между собой одними и теми же репликами, получающими значение раз навсегда установившихся, постоянных «складных», т. е. выражен­ных «складной речью», формул. Большинство «явлений» по­строено совершенно симметрично. Почти каждое «явление» закан­чивается или начинается одними и теми же призывными словами царя Максимильяна к скороходу. В ряде записей ответные реп­лики скорохода прямо повторяют сказанное царем. Эта крайняя простота построения пьесы и всего ее словесного оформления со­общает ей не только весьма своеобразную и по-своему очень дей­ственную художественную выразительность, но и обусловливает ее исключительную доходчивость до самого неискушенного зрителя.

Драматичность сюжета, заключавшего в себе явные элементы политической оппозиционности, политической сатиры, и предель­ная доходчивость формы, определили единственную в своем роде судьбу пьесы о царе Максимильяне. В течение почти двухсот лет (до самой революции) пьеса сохранялась в народной памяти, разойдясь по всей стране (зарегистрирована исследователями в очень большом числе вариантов), разыгрывалась крестьянами в деревнях, рабочими на фабриках, солдатами в казармах. Один из последних вариантов записан во время русско-японской войны в Маньчжурии, где пьеса неоднократно исполнялась в полку.

Первая пьеса, которая получила широкое фольклорное значе­ние, драма о царе Максимильяне сыграла немаловажную роль в последующем развитии народного театра; под ее воздействием возникает позднее и такая популярная народная пьеса, построен­ная на мотивах разбойничьих песен, как «Лодка».

Если домашнее задание на тему: " Содержание народной драмы «Царь Максимильян»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.