Сказки – малышам



В тексте используются цитаты из страстно любимого мною венгерца Марка Димасии, а точнее из его “Цикла о ненасильственном и мирном воспитании отроков в двух томах”. Горячий совет зачитаться им для полного понимания неподражаемой иронии и заоблачного пика взглядов автора сего текста. Спасибо.

Лучше простить автору все его возможные неточности и незнания. Почему – не скажу. Но лучше, для вас же лучше, простить.

Уж не уж-то не порадуешь сынку

Присыпкой

И сказочным сказом

Во славу усыпья?

Устремляясь порой взглядом к прошлому, к пирамидам и перебоям в работе телевизора и интернета, легко сделать открытие вполне банальное и никаких фуроров не вызывающее. Сказок было больше. Это и мифы про богов, налепленные рельефами на стены древних храмов и дворцов. Это и круглые столы вкупе с ничего себе мужчинами в латах, здоровенными рептилиями и несметными сокровищами.

В конце концов, это Лягушка Несмеяна, Каша из пера Жар-Царевны, Иван Яга и другие персонажи любимых всеми русских народных сказок. Если отбросить ненужные споры о правильности отнесения блудливых приключений богов и соблазнения статными зубастыми красавцами чужих жен к сему жанру, то все это можно смело объединить в один сказочный блок. Конечно, существует еще множество примеров легенд, басен, фольклорных жемчужин, но это все не так важно в рамках данной темы. Нас интересует в первую очередь то, как эти сказки доходят до человека, как и когда происходит знакомство с каноническими персонажами и сюжетами, как чтение сказочных историй влияет на думы и мысли людей.

Сказка ко мне постучалась,

Струхнул я, признаться, малость,

Но слад этого солнца впустил

Лично для меня (да я думаю, и для многих) сказка началась еще в мамином животике. Мне предпочитали читать правильные русские народные, и если бы сейчас мне приделали пуповину и отправили обратно в маму, то я бы мягкими ударами детских ножек и кулачков это бы одобрил.

Дорогие родители, ведь сотни раз проверено и перепроверено, и все британские ученые с этим согласятся, что общение со своим ребенком в животике полезно, здорово и правильно. Равно как ходя по музеям и посещая аквагалереи, вы развиваете в нем духовное начало и прививаете любовь к фосфору, так и рассказывая малютке сказки, вы настраиваете его на нужный лад, готовите к высадке в нашем жестоком мире, потихоньку учите его подключаться к ноосфере, пышущей не нужной и пока не понятной ребенку информацией. Поэтому добрые истории, например, о похождениях лесных зверей так ему необходимы.

Череда неподготовленных знаний

Влекла меня,

Но то был шлак и вздор,

Лишний для меня,

Будто третья,

Четверта,

И пята,

И шеста

Рука.

Но вот, ребенок уже радует вас веселыми замарашками и бессонными ночами. Может даже, умеет ходить и с силой Геркулеса вертеть папиными пальцами. Разве это повод прекращать чтение сказок? Уверен, что вы уверены, что нет. Как только вы приехали домой из “родильного храма, где положен мне старт…”, уже самое время взять себе традицию вечернего чтения сказок.

Следует отметить, что в наших головах отложились образы читающих в очочках бабушек и любимых мам. Но куда делись отцы и дедушки, сестры и братья? Если бы я правил баром в то время, то устроил бы себе калейдоскоп сказок от всех членов семьи – на каждый день. Можете даже не отнекиваться, что, мол, живем все в разных городах, мы – в Екатеринбурге, бабушка – под Энгельсом, а дед доит коров в каком-нибудь Дубаи. Но ведь мы воспринимаем обряд чтения как знакомство, знакомство с внешним миром, не так ли?

Так почему бы не организовать контакт ребенка с “целой чередой нежных глаз и теплых голосов, /родных густых бород,/ щетинистых усов,/ косичек,/ родинок,/ молочных рук,/ вишневых губ/ – ведь близко все и благодушно,/ пусть и живет в Дубаи кто-то -/ и даже он вот здесь,/ со мной,/ радушо лыбится/ и светит лысиной…”. Мне кажется, что такая традиция теплым одеяльцем окутает маленькую головку дитяти, под добрые тихие голоса близких людей правильно направит эмоциональные и чувственные течения, установит крепкую связь между вами и ребенком.

Вы послушайте, ребята,

Что на ночь папа мне сказал,

Ведь медицинскою-то ватой

Ветрище облак навязал.

Еще бы бинт из паутины сделал

И внешний перелом связал,

Умелец папа,

Откуда это взял?

Наконец, сказки содержат в себе просто колоссальный пласт всего, чего только можно. Это и большое количество персонажей, историй, мест, явлений природы, сюжетов – развивается эрудиция ребенка, растут его знания об окружающем его мире, ширится кругозор. Особый шик – рассказывать иногда сказки разных народов мира, чтобы приоткрывать завесу над яркой мозаикой планетарной культуры. Особенно мне хочется отметить (“руки уж счесаны в кровь, как хочу я…”) рост мощи и возможностей фантазии ребенка.

Честно признаюсь, я ничего не имею против “всех этих тупых западных мультиков и боевиков”, ведь даже они могут нести пользу – чего стоят только имена великих деятелей эпохи Просвещения, что я узнал из приключений Черепашек-ниндзя. Однако, да, я соглашусь, что крох категорически нельзя одних подпускать ни к телевизору, ни к компьютеру, максимум – к аквариуму с рыбками (не зря ведь мамка протирала полы коридоров аквагалерей).Ведь кормить ребенка уже готовыми, с пылу с жару, яркими, сочными, как персик, образами из анимации и прочего инфополя, часто картонными и пластиковыми, но жутко привлекательными для неискушенных детишек – это начисто тупить остроту дара воображать, соображать, придумывать, создавать. Необходимо сказками, ложечка за ложечкой, вскормить ребенка, его фантазию, укрепить его внутреннюю защиту, поставить фильтры против сточных информационных рек.

Он слушает, его голова работает, пусть часто и в полудреме, но кое-что откладывается и сумбуром, и по полочкам, но главное – “не увлекись арт-хаусными сказами,/ этакими глюками и пилепсией,/ лапшой историй/ и сотней героинь-героев -/ а народ плохого не придумает,/ и совета дрянного не даст”.А то мы загорелись желанием всяческим образом защитить ребенка от информационного балласта, а сами на ночь рассказываем ему об образе Волка из “Красной шапочки” как о бессознательном символе неуемности дяденек и негативного полюса образа папы Шапочки. Пусть утрировано, но она подчеркивает необходимые здесь осторожность и аккуратность. В этом случае, русские народные сказки – ваш верный и никогда не отказывающий вариант.

____________________________________________________________________

Ну вот вроде и все, основы выписаны. Теперь можете честно признаться, что вы и без моих графоблудских терзаний знаете, что читать своему (да и любому) ребенку сказки на ночь – это просто чудо из чудес, обычай из самых замечательных. Просто получайте удовольствие и дарите его своему чаду! Читайте малышам сказки!

Счастливый у кровати вечер

Свечей томленьем одарит.

Полосы тропинок в сказах,

Что на словах со губ твоих

Вновь оживут,

Вновь заискрятся

И примут лучезарный вид.

Под лупой радости и счастья,

Согреют ласковостью плит.

Если домашнее задание на тему: " Сказки – малышамШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.