Сказания о культурных героях



Сказания о культурных героях, оторвавшись от генеалогической основы, легко подвергаются переработке в религиозном духе, хотя сам образ демиурга отражает трудовые достижения, технический опыт коллектива. Демиург чаще, чем первопредок, превращается в небесного творца, обожествляется.

У некоторых африканских и иных племен, создавших культ царя-мага, функции культурного героя приписываются этому царю-магу. Следовательно, обожествление культурного героя — конечный результат длительного исторического развития этого образа.

Обожествление культурного героя как результат исторического развития этого образа вынуждены признать и многие западные ученые. Лишь некоторые из них (например, П. Эренрейх, отчасти П. Радин) усматривают в культурном герое «эманацию» божества, его мифологическую конкретизацию.

Культурный герой — не бог и в большинстве случаев не является объектом религиозного культа. Использование образа культурного героя религиозной мифологией, а иногда даже трансформация культурного героя в бога-творца и приписывание богам цивилизующих функций, не дает нам права считать культурного героя образом религиозным.

Культурный герой древнее бога, он — порождение первобытно-синкретической мифологии, более близкой поэтическому творчеству, чем религиозному.

В Полинезии Тангароа считается великим божеством солнца, безоблачного неба и грома. Но в мифах он выступает как типичнейший культурный герой и вместе с братом Ронго изображается человеческим первопредком (все светловолосые люди — потомки Тангароа, а темноволосые— потомки Ронго). Тангароа научил людей обрабатывать землю, строить лодки и жилища.

В Меланезии Тагаро, или Тангаро (этимологически тождественный Тангароа), так же как и его брат, лишен священного ореола; оба они — обычные культурные герои. Учитывая большую социально-экономическую отсталость меланезийского общества, можно сделать вывод об относительно позднем обожествлении Тангароа.

Но и в Полинезии наряду с сакрализованным культурным героем Тангароа известен необожествленный культурный герой Мауи, который является любимым персонажем полинезийского фольклора. Мауи — недоношенный подкидыш, брошенный в кустарнике или в море. Только по достижении зрелости Мауи находит своих родителей и братьев, которые относятся к нему враждебно. Из многочисленных подвигов Мауи самые знаменитые — вылавливание рыбостровов со дна моря, поимка Солнца и добывание огня, хранимого его прародительницей.

Образ культурного героя в мифах олицетворяет силы племени и выражает идеализацию активной творческой самодеятельности всего родоплеменного коллектива. Совершенно очевидно, что важно понять эту человеческую и коллективную основу образа культурного героя, понять, что перед нами — архаическая форма типизации, олицетворение коллектива в целом (в отличие от первобытной сказки, где типический персонаж — всякий, каждый представитель рода). Причем осознание силы коллектива— основа идеализации в сказаниях о культурных героях, ибо покорение природы, трудовые успехи, технический и общественный прогресс при первобытнообщинном строе связываются и могут быть связаны только с деятельностью коллектива в целом.

Если домашнее задание на тему: " Сказания о культурных герояхШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.