Сказания о культурных героях-первопредках



На почве сказаний о культурных героях-первопредках еще не сложился классический героический характер эпического богатыря. Но в них содержатся элементы, предвосхищающие особенности героического эпоса: тема сказаний о первопредках и культурных героях — не судьба отдельного рядового представителя родо-племенного коллектива (как в прасказке), а общественная, коллективная. В этих сказаниях уже есть некая общая концепция народной судьбы, хотя «народ» практически ограничен племенем (которое субъективно отождествляется с «человечеством») и сама концепция в значительной мере мифологична. Внешне сходство этих сказаний и героической эпопеи выражается в широкой циклизации разнообразных сюжетов вокруг первого героя мировой литературы.

На более поздней ступени первобытнородового общества героика развивается в лоне сказки, иногда в рамках особой жанровой разновидности, которую можно условно назвать богатырской сказкой. Богатырская сказка у некоторых народов выделяется терминологически и характеризуется песенной формой исполнения.

Сказочный богатырь вырастает из безличного «одного человека» сказочного эпоса в процессе овладения силами природы, в процессе выделения личности и роста ее самосознания на фоне начинающегося разложения родового строя.

Активизация сказочного героя обретает черты героической идеализации, исключительной энергии и физических сил богатыря; складывается героический характер.

В отличие от героической эпопеи в богатырской сказке еще узок эпический фон, ограничен коллективистский пафос. Герой богатырской сказки борется с чудовищами, добывает с исключительными трудностями «далекую» невесту, мстит убийцам отца и т. д. Но герой как бы осуществляет личные, а не общественные цели.

Однако его личные подвиги, хотя и не служат прямо интересам коллектива, соответствуют идеальным нормам поведения и в конечном счете традиционным родовым обычаям. Ортодоксальный брак с девушкой не только из другого рода («далекая» невеста), но и из определенного рода, из которого род богатыря по традиции берет жен («суженая» невеста), родовая месть и тому подобное некогда были общеобязательными и привычными для коллектива. Теперь их осуществление требует от богатыря огромного напряжения сил. Реализация первобытнообщинных норм в богатырском подвиге одиночного героя — своеобразный способ идеализации богатыря и одновременно идеализации первобытнообщинных отношений как некоего высшего образца.

В фольклоре доклассового общества, В особенности на последних его этапах, элементы эпической героики появляются и на почве исторических легенд и преданий о военных столкновениях родов и племен, о переселениях и т. д. Однако элемент идеализации и вообще художественного обобщения в этих устных хрониках значительно меньший, чем в сказочном и мифологическом эпосе доклассового общества.

Неоднократно отмечалось, что при первобытнообщинном строе человечество практически отождествлялось с собственным племенем. Борьба с иноплеменной средой в значительной мере сливалась с покорением природы в образе чудовищ, враждебных герою и его племени.

Сама история племени рисуется как история человеческого племени «настоящих людей». «История» обычно принимает форму рассказа о происхождении человека, элементов человеческой культуры и о их защите от чудовищ. Самое происхождение мыслится как однократный акт установления миропорядка, приуроченный к доисторическому времени.

В связи с этим сообщаемые в преданиях конкретные события недавнего прошлого, определенные случаи межродовых и межплеменных стычек не могли быть оценены как существенные исторические звенья и не включались в мифологизированную историю племени-человечества. До поры они оставались за пределами формирующегося эпико-героического жанра. Основными же источниками ранней героической эпики служили сказания о первопредках — культурных героях — и богатырские сказки.

Как уже отмечалось, героический эпос в своем развитии тесно связан с процессом этнической консолидации на заре политической истории народов. Но только опыт сложения государственности нанес серьезный удар мифологизированию исторического прошлого в эпосе и привел к тому, что исторические предания об участниках

И событиях политической истории стали основным источником героической эпопеи. Однако этот перелом уже знаменовал собой переход от архаических (догосударст-венных) форм эпоса к более зрелым, классическим формам.

Что касается архаических эпических памятников, сформировавшихся в основном в период разложения первобытнообщинного строя, на ступени военной демократии, то они сохраняют важнейшие элементы первобытного фольклора как формальные, так и идеологические. В этих памятниках история, этническая и политическая консолидация народов — носителей эпоса — обычно мифологизированы.

Черты первопредка или культурного героя-демиурга обнаруживаются весьма отчетливо в образах древнейших героев эпических поэм и богатырских сказаний.

Эпос о типичнейшем героизированном культурном герое Прометее не сохранился, но эпические сказания о сходных с ним кавказских богатырях-богоборцах служат косвенным доказательством того, что некогда существовали подобные сказания и о Прометее. Весьма ярко черты культурного героя-демиурга проступают в образе карело-финского Вяйнямейнена и отчасти его «двойника» — идеализированного кузнеца Ильмаринена.

То же характерно для богатыря Сосруко в абхазской и адыгской версиях сказаний о нартах. В осетинской версии эти черты несколько завуалированы, но зато осетинский эпос дает прекрасный образец отрицательного варианта культурного героя — «возмутителя спокойствия» в эпическом мире — Сырдона, типологически близкого Локи, Гермесу, Ворону и другим.

В осетинском эпосе удержались и образы первопредков (братьев-близнецов или семейной пары — мужа и жены, они же брат и сестра), типологически весьма сходных, например, с древнейшими образами у палеоазиатов.

Старейший и популярнейший герой якутского эпоса— Эр-Соготох («одинокий», часто выступающий и под другими именами). Это богатырь, живущий одиноко и не знающий своих родителей, так как он — первопредок человеческого племени. В сказаниях об Эр-Соготохе обнаруживаются и рудименты мифа о культурном герое (лучше сохранились мифы о культурных деяниях Эр-Соготоха в преданиях о первопредке якутов Эллэе-Эр-Соготохе)

Сходен с Эр-Соготохом одинокий герой-первопредок в бурятском эпосе. Реликты образа первопредка обнару: живаются и в поэмах саяно-алтайских тюрок. В эпосе тюрко-монгольских народов Сибири часто фигурирует богатырская пара — брат и сестра — как первые люди, устроители жизни на «Средней земле».

Прототипами Гильгамеша и Энкиду в древнейшем шумеро-аккадском эпосе явились мифологические братья — родоначальники или культурные герои, очищающие землю от чудовищ. (Исходная сюжетная схема эпоса о Гильгамеше имеет типологическое сходство не только со сказаниями об Амирани и его братьях, но и с мифологическим эпосом североамериканских индейцев о «цивилизованном» и «диком» близнецах, убивающих чудовищ). При этом. Энкиду удерживает черты первого человека, который трансформировался в сына природы — дикаря, а Гильгамеш как основатель, строитель города и храма — черты культурного героя.

Если Вяйнямейнен по преимуществу культурный герой, то в образах Сосруко и одинокого героя сибирских тюрко-монгольских поэм, в образах Гильгамеша и Энкиду черты культурного героя-первопредка переплетаются с чертами сказочного богатыря, победителя чудовищ, великанов и т. д.

Уже в недрах архаического фольклора намечается дифференциация двух типов культурного героя: герой, добывающий для людей культурные блага, и герой, которому предопределено очистить землю от чудовищ, оградить от них человеческое племя.

Второй тип, по-видимому, сложился под активным воздействием богатырской сказки. К этому типу относятся братья-близнецы (мальчик «из вигвама» и «из источника») у индейцев, а также Гильгамеш и Энкиду.

В якутском эпосе героя спускают на землю боги со специальной миссией: оградить людей от злых чудовищ (например, назначение Нюргун-Боотура).

В образах древнегреческих богатырей Геракла, Тесея, Персея черты родоначальников и культурных героев отступают на задний план. Основной смысл деяний этих героев — избавление земли от чудовищ.

Если домашнее задание на тему: " Сказания о культурных героях-первопредкахШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.