Широкая известность М. Горького в роли драматурга



Еще до Октябрьской революции известность М. Горько­го как драматурга вышла далеко за пределы России. Его пьесы «Мещане», «На дне», «Враги» и другие с большим успехом шли на сценах театров многих стран мира.

Расцвет драматургического таланта писателя был свя­зан с рождением Московского Художественного театра, который не случайно носит его имя.

В 1898 году В. И. Немирович-Данченко и К С. Ста­ниславский создали Московский Художественный театр. Ему было суждено совершить в русском театральном искусстве целую революцию — он вывел на сцену правду жизни. Драматургия Горького целиком соответствовала творческим принципам нового театра, помогла ему утвер­дить свое искусство, добиться признания и успеха не только в России, но и во всем мире. В свою очередь именно благодаря Художественному театру раскрылась перед зри­телем глубина замысла автора и художественное мастер­ство горьковских пьес.

Одна из важнейших художественных особенностей драматургии М. Горького, выявленная этим театром,— наличие в его пьесах двух планов, двух слоев: конкретно- исторического и философско-символического.

В 30-е годы М. Горький задумал создать цикл пьес. Замысел остался неосуществленным, а написанные пьесы «Егор Булычов и другие» (1931), «Достигаев и другие» (1932) стали самостоятельными произведениями, хотя близки одна другой по идейной направленности, по матери­алу; ряд героев из первой пьесы продолжил свою сцениче­скую жизнь во второй.

Конкретно-исторические факты, проблематика этих ПЬСС, место и отчасти время их действия близки романам «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Самгина».

Содержание пьес характеризует широта охвата рус­ской действительности накануне Октябрьской революции: в них представлены почти все слои русского общества.

В 1932 году Горький заметил, что видит задачу совре­менного театра в обнажении социального начала в челове­ческих конфликтах, в отличие от театра прежнего, который сосредоточивался главным образом на конфликтах лич­ных, частных, индивидуальных. Реализацией этой мысли Горького и стали его пьесы.

Действие пьесы «Егор Булычов и другие» разворачива­ется в доме Булычова в годы империалистической войны, накануне революционных событий 1917 года. Хозяин до­ма богатый купец-предприниматель — неизлечимо бо­лен. Родственники и близкие на глазах Булычова грызутся из-за его наследства. Жадность, стяжательство и эгоизм, обнажившиеся в окружающих, оскорбляют Булычова. Но не это и не тяжкие непрекращающиеся физические боли причиняют ему наибольшие страдания. Перед смертью Булычову открылось, что вся его предыдущая жизнь, отданная "погоне за капиталом, все его убеждения, что именно его класс — носитель исторической правды и со­здатель истинных ценностей,— все это тяжкое, непоправи­мое заблуждение. «Понимаешь... какой случай... не на той улице я живу! — говорит он дочери.— В чужие люди попал, лет тридцать все с чужими. Вот чего я тебе не хочу! Отец мой плоты гонял. А я вот... Этого я тебе не могу выра­зить».

Егор Булычов — человек, «выламывающийся» из свое­го класса, фигура, характерная для художественного мира Горького. Таковы Фома Гордеев, Илья-младший из романа «Дело Артамоновых», Лютов из «Жизни Клима Самгина» и многие другие.

Предсмертный «бунт» Егора Булычова против того порядка, созданию и укреплению которого была отдана его жизнь, глубоко символичен. Системой выразительных ху­дожественных деталей Горький передает ужасное состоя­ние безысходности, овладевшее им. И за этими конкретно-бытовыми деталями открывается глубокий социальный смысл происшедшего с Булычевым. В тупике оказался не он один — в тупике русский капитализм, рушится создан­ный им порядок. В заключительной сцене Шурка Булычова бросается к окну, в которое врывается революционная песня,— идет демонстрация. Старый мир обречен.

В пьесе «Достигаев и другие» действие протекает в преддверии Октябрьской революции. Булычов хоть и пе­ред смертью, но понял неправоту и обреченность своего класса. Достигаев — последовательный и убежденный вы­разитель и защитник интересов буржуазии. Вокруг него группируются в предчувствии своей гибели другие — Звон­цов, Нестрашный, Губин. Февральская революция вынуди­ла их забыть старые счеты между собой. Ими владеет злоба против большевиков. Этому лагерю воинствующей буржуазии противостоит Шурка Булычова, уходящая в лагерь революции, противостоит Рябинин. Пафос пьесы — в разоблачении старого мира, в утверждении неизбежно­сти победы восставшего народа.

Еще в 1910 году Горький написал пьесу «Васса Железнова» — о власти денег, уродующей, искажающей при­роду человека. В 1935 году МХАТ готовил новую поста­новку этой пьесы. Для нее Горький переработал произведе­ние. В противовес Вассе Петровне Железновой, человеку, убежденному, что деньги оправдывают все, человеку, свя­занному с миром «хозяев жизни», писатель ввел в пьесу новый персонаж — революционерку Рашель, с ее глубоко человечной моралью, которая противостоит философии Вассы Железновой.

Рамки произведения расширились, его идейный смысл изменился. Вторая редакция пьесы глубже раскрывает конфликт: «Немного жизни осталось для таких, как вы, для всего вашего класса — хозяев,— говорит Рашель Вассе Железновой.— Растет другой хозяин, грозная сила растет,— она вас раздавит. Раздавит!»

Драматургия М. Горького, как и его проза, характери­зуется глубоким историзмом. Писатель ставил и решал центральные проблемы эпохи с учетом идеи революционно­го движения общества к социализму.

Пьесы Горького оказали огромное влияние на ста­новление и развитие многонационального советского те­атра. Накоплен и обобщен большой материал о роли Горького в развитии драматургии в национальных респуб­ликах, о благотворном влиянии его пьес на формирование целых поколений советских режиссеров и актеров.

Если домашнее задание на тему: " Широкая известность М. Горького в роли драматургаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.