Сборник стихов Маяковского — «Пощечина общественному вкусу»



Первые стихи Маяковского в печати появляются на страницах футуристического сборника «Пощечина об­щественному вкусу» (1912). Футуризм был течением буржуазного искусства, одной из школ декаданса, рож­денных кризисом символизма. Русский футуризм (Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников) восстал против салонного стиха, клеймя отвлеченно-туманную поэзию символистов. Однако в этих акциях прочиты­вался не столько социальный протест, сколько обычный эпатаж, рассчитанный на привлечение внимания чита­теля. Не случайно обложка «Пощечины общественному вкусу» была сделана из грубой мешковины, а первый сборник «Садок судей» напечатан не на обычной бума­ге, а на обратной стороне обоев.

Маяковский подписывал футуристические манифе­сты, разделяя некоторые крайние взгляды, содержав­шиеся в них. Однако уже его ранняя поэзия несла в себе такой сильный заряд демократизма, оригиналь­ного и неповторимого таланта, что это резко выделило поэта из среды футуристов.

Первое крупное произведение «Владимир Маяков­ский» (1913), драма в стихах, содержало протест про­тив уродливых форм жизни, подкупало трагически зву­чащей нотой гуманизма, любовью к «униженным и ос­корбленным». Период учебы и ранних творческих исканий для Маяковского проходит стремительно. Цикл произведений, созданных в канун Октября,— среди них выделяются поэмы «Облако в штанах» (1914—1915), «Война и мир» (1915—1916) и «Чело­век» (1916—1917) —обозначил рождение большого национального поэта.

«Облако в штанах» — лучшая дооктябрьская поэма Маяковского — значительное явление в истории рус­ской литературы. Основное содержание ее воплощено в четырех лозунгах-призывах: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!»

Испытывая чувство трагического одиночества, поэт не впадает в пессимизм, ибо верит в творческий разум масс, надеется на прогрессивный ход истории. Мотив грядущего социального освобождения («в терновом венце революций грядет шестнадцатый год») определя­ет образную структуру произведения, его стилистику (закат солнца — «красный как марсельеза»; свою «ок­ровавленную душу» поэт сравнивает со знаменем).

Маяковский выступает глашатаем угнетенных и обездоленных: «...я — где боль, везде; на каждой капле слёзовой течи распял себя на кресте». Отсюда его гневная отповедь чуждой ему поэзии И. Северянина, писавшего тогда кафешантанные стихи о ликере, устри­цах, пудре:

Как вы смеете называться поэтом и, серенький, как перепел! Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе!

Когда после выхода в свет «Облака в штанах» М. Горький познакомился с Маяковским и услышал стихи поэта в его исполнении, он пришел к выводу: «Русского футуризма нет. Есть только Вл. Маяков­ский. Поэт. Большой поэт».

Значительностью идейно-нравственного содержа­ния, масштабностью чувств — отрицание злого и по­шлого, утверждение доброго и прекрасного — отмечена мятежная муза Маяковского. С особой силой эти нача­ла воплотились в поэме «Война и мир», содержащей беспощадное разоблачение войны, а также в поэме «Человек», пронизанной высокими гуманистическими идеалами.

Если домашнее задание на тему: " Сборник стихов Маяковского — «Пощечина общественному вкусу»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.