Сатирические стихи и анекдоты XVIII века



Между литературной сатирой и сатирически окрашенным народным творчеством существует ряд прямых совпадений и перекличек. Одним из по­стоянных объектов литературно-сатирических об­личений, начиная еще с сатир Кантемира, были галломанствующие дворянские щеголи и щеголихи. Осмеиваются они и в на­родных картинках-карикатурах. На одной из них изображен опирающийся на палку, но молодящийся и богато разодетый дворянин-старичок с пышно взбитым париком и в модных баш­маках. Около его уст — надпись в интермедийно-прибауточной форме: «Я старик невелик, а бодер ступать. || Кто бы со мною вышел потанцевать. || Токмо на меня не дивитеся, || Зря на мою персону веселитеся». Ему иронически отвечает столь же пышно разодетая дворянка-щеголиха: «И я вижу, что бодро сту­паешь, || А своею харею людей пужаешь. || Только на тебе убор хорош, || А харею весьма не пригож». Знатная барыня — «сорока- щеголиха» — высмеивается и в народной песне «Птицы», на основе которой, очевидно, в какой-то мере сложился хорошо нам известный «Хор ко превратному свету» Сумарокова. «Отрывок путешествия в ***» и своим общим тоном, и отдельными чертами перекликается с многочисленными народными песнями о крепо­стной неволе, о беспросветном житье «за боярами за ворами», которые «гонят старого, гонят малого на работушку тяжелую». Особенно выразительна в этом отношении песня, написанная одним из дворовых князя Долгорукова крепостным художником В. В. Подзоровым. Долгоруков был масоном. Вступить «в масонию» он уговаривал и некоторых своих крепостных, что не ме­шало ему жестоко истязать их. В 1784 г. Подзоров не выдержал и бежал от своего барина «на чужую дальную сторону», через не­сколько лет был схвачен, наказан батогами и возвращен поме­щику (песня сохранилась в деле о его побеге). В этой песне, написанной былинным размером, рассказывается о «неволюшке» автора в течение тринадцати лет у «того князя строгого, князя Николая Сергеевича Долгорукова»: «Не видал я дней веселых, | А всегда я был во кручинушке… || Без вины он нас наказывал, j Он наказывал нас все палочьем. || А посля того под караул са­жал, || Под караул сажал на хлеб, на воду». Однако наряду с этим зачастую сквозит в народном творчестве иронический тон по отношению к насильникам и угнетателям. Так, в песне, запи­санной еще в 1739 г. для императрицы Анны Ивановны по ее требованию, есть слова о «боярине-дураке», который «решетом пиво цедил».

Глупому барину противостоит обычно смекалистый и наход­чивый мужичок. С этим неоднократно встречаемся в сборниках комических рассказов, восходящих к фацециям XVII в. и полу­чивших стихотворную обработку, можно думать, уже в 20—30-е годы XVIII в. К 50—60-м годам XVIII в. относится ряд рукопис­ных сборников таких анекдотов в стихах, в которых видное место занимают «жарты забавны» на тему об удачливом столкновении мужика с барином. В одном таком анекдоте ядовито противопо­ставляется трудовая крестьянская жизнь барскому безделью. Желая посмеяться над «мужиком», барин спрашивает у него, когда веселятся крестьяне. Услышав, что они «пьют, гуляют и прохлаждаются» зимой, после того как кончены все полевые работы, дворянин презрительно сравнивает их со свиньей, кото­рая «когда наелася, то и веселится». В ответ и мужик инте­ресуется, когда веселятся дворяне. Оказывается, что веселятся они тогда, когда для крестьян начинается самая трудовая рабо­чая пора,— весной. Крестьянин на это замечает, что и его кобыла в эту пору «очень весело по полю гуляет и поет часто: ги, ги, го, го». Заканчивается рассказец выразительными словами: «Тако дворянин над мужиком смеялся, || А сам от него в стыде остался». «В стыде» остается дворянин от «мужика» и в другом анекдоте «О дворянине и мужике». В дураках остается дворянин и в рас­сказе — «О прохожем человеке»

О популярности таких сатирических рассказов свидетельствует то, что многие из них попали в народные «лубочные» картинки. Характер неприкрытого издевательства над барином носит про­заическая «Повесть о некоем господине». Господин, вернувшись к себе в имение, спрашивает у встретившегося крепостного, всели было благополучно за время его отлучки. Тот отвечает, что все в полном порядке, только умерли мать и отец господина, а все их деньги истрачены на поминки. На возмущенную реплику ба­рина, как же он «сказал все здравы: мать мою поминали, а отца погребали», крепостной хладнокровно замечает: «А то не само здраво?» В таком же роде происходит разговор между господи­ном и старостой. На вопрос «Много ли у тебя, староста, хлеба в расходе?» тот, издевочно сопоставляя его родителей с собаками, заявляет: «В расходе, государь, у меня многое число: кобелю Вопилону да батюшке твоему Родивону дано двадцать четвертей. Суке Поляне да матушке твоей Ульяне дано тридцать четвер­тей…» и т. д. Иронией по отношению к своим угнетателям про­никнуты две другие дошедшие до нас рукописные повестушки, сочиненные в подмосковных деревнях: «Повесть Пахринской де­ревни Камкина» и «Сказание о деревне Киселихе». В основе обеих повестушек, написанных народно-прибауточным сказом, с рифмами и созвучиями, с каламбурной игрой словами, лежат анек­дотические эпизоды, которые якобы послужили поводом к назва­нию деревень. В первой повестушке сказывается явно насмешли­вое отношение к крепостнику-помещику, которого ловко проводит крестьянин-ремесленник, «смехотворный басник» и балагур Янька Наумов. Во второй проявляется столь же ироническое отношение к помещичьему управителю.

Интересна повестушка о господине и приказчике, сатирически направленная против мужика-богатея, который «всех крестьян своими деньгами раззорил, как варом переварил».

Резкому обличению подвергаются в народной сатире и судеб­ные порядки, произвол, жадность и взяточничество судей и при­казных. Этому посвящен написанный наполовину стихами, напо­ловину прозой сатирический «Разговор о кокушке в суде». Еще более резкий характер носит стихотворная сатира на тогдашнее судопроизводство, в которой перечисляются «Председатели и заседатели || Только человеческой плоти объедатели, || Такие же воры || Стряпчие и прокуроры» и т. д.

Если домашнее задание на тему: " Сатирические стихи и анекдоты XVIII векаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.