«Русский лес» Леонова



Роман «Русский лес» (1953) явился этапным произве­дением в литературе 50-х годов.

Действие романа охватывает сравнительно небольшой отрезок времени. Начинается повествование за несколько дней до начала войны, в июне 1941 года, и заканчивается в начале зимы 1941/42 года, когда в подмосковных бит­вах был нанесен сокрушительный удар фашизму и когда советский народ осознал свою наступательную силу, при­ведшую к победе.

Роман «Русский лес» — многоплановое произведение, необычайно емкое по глубине поставленных проблем. Автор выступает и как художник, и как философ, и как выдающийся ученый в области науки о лесе.

Основное содержание романа связано с образом рус­ского леса, который в ходе повествования перерастает в образ-символ, составляющий идейный стержень произве­дения и объединяющий множество других сюжетных ли­ний.

Образ русского леса часто соединяется с образом Родины, а обращение к истории дает возможность писате­лю проследить судьбы Родины в прошлом, в ее самые драматические и трагические периоды.

Леонов своим произведением сложил гимн русскому лесу — щедрому источнику жизни народа. Никто еще из писателей не воспел так русский лес, не показал так его значение в истории своего народа, как Леонов.

Русский лес в романе служит критерием в оценке действующих лиц, их положительных и отрицательных качеств. Отношение к русскому лесу дает возможность поставить проблему, к которой писатель многократно обра­щался в своем творчестве,— человек и природа.

В романе большое количество действующих лиц, но центральное место занимают Иван Вихров и Александр Грацианский. Созданием этих образов Леонов решил мно­го проблем, но центральная из них — это отношение науки к народу и его жизни. Разными путями шли к науке о лесе Вихров и Грацианский, по-разному относились к ней, по-разному относились и к самому лесу.

Человек огромной внутренней силы, скромности, само­отверженности, любви к своему народу, Иван Вихров стал одним из любимых положительных героев, созданных в на­шей послевоенной литературе.

Писатель Владимир Чивилихин так говорил об Иване Вихрове, о его воспитательном воздействии на читателей: «Верный сын русского народа, слуга Отечества, Иван Вихров учит быть гражданами и патриотами всех нас».

Сложен, тернист, драматичен, а порой и трагичен был путь Ивана Вихрова в науку. Тяжело и безотрадно было сиротское детство Ивана. Но именно в это время происхо­дит знаменательная встреча Ивана с хранителем леса и родничка Калиной. Образ Калины носит символический характер — это и хранитель лесных богатств, и человек, влюбленный в лес, в природу, и эту бескорыстную, чистую, святую любовь он сумел передать и маленькому Ване. И не­случайно по пути к Калине Ваня находит лесной родничок, который воспринимает как чудо природы, дающей челове­ку сказочную живую воду: «Это был всего лишь родничок. Из-под камня в пространстве не больше детской ладони роилась ключевая вода.

То была колыбель Склани, первого притока Енги, а та, в свою очередь, приходилась старшей дочкой великой русской реке, расхлестнувшей северную низменность на две половины, так что полстраны было окроплено живой водой из этого овражка. Без нее не родятся ни дети, ни хлеб, ни песня, и одного глотка ее хватило дедам на под­виги тысячелетней славы». Описание родничка дано с огромной поэтической силой.

Автор заставляет читателя вместе с Ваней тяжело пережить преступление купца Кнышева, срубившего кра­савицу сосну: «Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя,-как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук… Сосна стояла по-прежне- му, вся в морозном сиянье. Она еще не знала, что уже умерла. Ничто пока не изменилось, но лесорубы попяти­лись назад. И вдруг целая буря разразилась в ее пробу­дившейся кроне, ломала сучья, сдувала снег,— сугробы валились наземь, опережая ее падение…»

Выходец из народных глубин, Иван Вихров никогда не порывал связи со своим народом. Весь пафос изучения науки о русском лесе был связан со стремлением Ивана Матвеевича сохранить бесценные природные сокровища не только для современников, но и для будущих поколений.

Образ Вихрова необычайно дорог и близок Леонову. Именно в нем автор сумел передать свою трепетную лю­бовь к русской природе, чувство ответственности за ее сохранение перед будущим.

В Вихрове сосредоточены черты положительного героя наших дней. На всем протяжении романа писатель раскры­вает его человечность, доброту, отзывчивость. Даже его самый яростный недоброжелатель Грацианский признавал всегдашнее неумение Вихрова устраивать свои личные дела. Поэтому аскетически скромна обстановка его квар­тиры, где каждая деталь свидетельствует о напряженном труде хозяина. Здесь собраны образцы древесных пород, привезенные из лесов с разных концов русской земли, и всевозможные изделия из дерева, подаренные Вихрову его друзьями и соратниками.

Вихров изображен в романе не только как крупнейший ученый, но и как талантливый воспитатель студенчества.

Он умеет привить молодежи любовь к русскому лесу, стремление посвятить свою жизнь активной деятельности по сохранению и приумножению лесных богатств. Вих­ров — вдохновенный лектор, его лекции отличаются глуби­ной, научной новизной, глобальными обобщениями, до­ступной и даже популярной формой изложения. Неслучай­но именно с его лекции начинается учеба студентов в лесотехническом институте.

Владимир Солоухин имел все основания сказать, что «лекция Ивана Вихрова о русском лесе составила бы честь одновременно историку ранга Ключевского и биологу ран­га Тимирязева. Да, кроме того, по своей поэтичности, по своей художественной выразительности она достойна пера писателя ранга… Леонида Леонова».

Вихров слагает поистине поэтический гимн русскому лесу, который имел такое большое значение в жизни наше­го народа начиная с древних времен. Лес, в его пред­ставлении, не только источник материального благосостоя­ния. Велика его роль в формировании ценностей духовных: «Было бы неблагодарностью не назвать и лес в числе вос­питателей и немногочисленных покровителей нашего наро­да. Мы выросли в лесу, и, пожалуй, ни одна из стихий род­ной природы не сказалась в такой степени на бытовом укладе наших предков… Лес встречал русского человека при появлении на свет и безотлучно провожал его через все возрастные этапы: зыбка младенца и первая обувка, орех и земляника, кубарь, банный веник и балалайка, лучина на девичьих посиделках и расписная свадебная дуга, даровые пасеки и бобровые гоны, рыбацкая шняка или воинский струг, гроб и ладан, посох странника, долбленая колода мертвеца и, наконец, крест на устланной ельником могиле. Вот перечень изначальных же русских товаров, изнанка тогдашней цивилизации: луб и тес, брус и желоб, ободье и точило, уголь и лыко, смола и поташ. Но из того же леса текли и побарышнее дары: пахучие валдайские рогожи, цветастые рязанские санки и холмогорские сундуки на тюленевой подкладке, мед и воск, соболь и черная лисица для византийских щеголей».

С большой горечью говорит Иван Вихров «о разорении русского леса», которое начинается с падения крепостного права и продолжается усиленными темпами при развитии промышленности.

Вихров, поистине народный ученый, верит твердо, что «только в нашей стране человеку представлена возмож­ность быть не бессовестным эксплуататором природы и не бессильной былинкой в ее потоке, а великой направляющей силой мироздания».

Внешний вид Вихрова напоминает не столько профес­сора, сколько мастерового. И это неслучайно. Мастеровитость — одно из самых характерных качеств героя Ле­онова.

Нельзя представить всю силу и величие характера Вихрова, не обратясь к характеристике Грацианского, который всю свою жизнь и научную карьеру связал с трав­лей Вихрова как человека и ученого.

В отличие от Вихрова Грацианский никогда не был связан с народом, не чувствовал близости к нему, мало и редко бывал в лесах, ссылаясь на свое слабое здоровье. Все сведения о русском лесе, о его состоянии он брал из трудов Вихрова. В минуту откровения Вихров горько заметил Грацианскому, который всю жизнь ссылался на свои слабые легкие: «Ну, при своих слабых легких, Алек­сандр Яковлевич, ты дожил почти до пятидесяти годов и еще не устал гадить на мой рабочий стол…»

Грацианский родился в профессорской семье, был ее баловнем, и родители всеми способами старались оградить любимого сыночка от жизненных трудностей и невзгод.

Истоки враждебной деятельности Грацианского не только в его полном отрыве от народа, но и в связи с цар­ской охранкой, а позднее — с иностранной разведкой.

Если Вихров всегда в гуще народной и его окружают представители народа, то Грацианского всегда окружают люди сомнительные, скользкие, ложные. В годы блиста­тельной научной карьеры ему сопутствуют сомнительные ученые, о чем говорят и их нарицательные фамилии: Ан- дрейчик, Ейчик и просто Чик.

Разоблачение внутренней сущности Грацианского да­ется в романе и по отношению к русскому лесу. Ни особой любви, ни привязанности к русскому лесу Грацианский не чувствовал. Поэтому ему ничего не стоило надругаться над святыней Вихрова — родничком близ избушки Калины, который со временем в сознании Вихрова «приобрел какие- то новые черты ужасающего величия и бессмертия». «Словно зачарованный, опершись на свой посошок и сквозь пенсне на шнурочке, он, щурясь, глядел туда, в уз­кую горловину родника, где в своенравном ритме распахи­валось и смыкалось песчаное беззащитное донце.— Серди­тый…— непонятно обнажая зубы, протянул Грацианский и вдруг, сделав фехтовальный выпад вперед, вонзил палку в родничок и дважды самозабвенно повернул ее там, в темном пятнышке его гортани. Все последующее слилось в один звук: стон чередиловской досады, крик Вихрова — я убью тебя! — и хруст самой палки, скорее разорванной надвое, чем даже сломленной в его руках…»

Бесславной, некрасивой, эгоистичной была и личная жизнь Грацианского. Судьба послала ему большую, насто­ящую любовь красивой, умной, сердечной девушки Ната­ши Злотницкой. Но он поступил с нею так же, как и с хрустальным родничком Калины,— осквернил ее, сломал и растоптал жизнь Наташи. Сначала он изменял ей, гоня­ясь за продажной Эммой, затем, когда Наташа родила дочь, отказался от дочери, а после гибели дочери — и от внучки, обрекая своих близких на нищенское и жалкое существование.

В конце романа сообщается, что Грацианский, поняв свое полное разоблачение, кончил жизнь самоубийством.

Отношение к народу служит критерием основных ка­честв героев романа. Положительные герои, такие, как Вихров, Осьминов, Крайнов, всю свою деятельность посвя­щают народу. Отрицательные персонажи — Грацианский и его приспешники — оторваны от народа.

Много теплоты и задушевности заключает в себе образ сестры Ивана Вихрова — Таиски. Она не только сохрани­ла в себе прекрасные качества русской женщины: трудолю­бие, простоту, сердечность, человечность, скромность, но и сумела оценить по достоинству значение ученых трудов брата, на протяжении всей жизни была ему надежной опорой, другом, помощницей во всех делах житейских.

Особое место в романе занимают образы-символы представителей народа. Таким является образ Калины. Сначала упоминается о Калине-бунтаре — сподвижнике Степана Разина. Затем глубоко и полно обрисован образ Калины Глухова — друга Матвея Вихрова, у которого тот скрывался после побега с каторги. Именно Калина Глухов скрасил безрадостное сиротское детство Ивана Вихрова, открыл перед ним прекрасный мир русского леса, научил его слушать и понимать его язык. Именно в «царстве» Калины находился заветный родничок, явившийся для Ивана Вихрова символом жизни на земле.

Уже в конце романа Иван Вихров встретился у заветно­го родничка с мальчиком Калиной-сиротой, живущим у престарелых родственников. Он решает увезти его с со­бой в Москву, чтобы воспитать достойным продолжателем Калины Глухова, страстно любившего лес, и подготовить его к научной деятельности.

При изображении народного героизма в войне на первый план выдвинуты молодые герои: Поля, Варя, Сере­жа, Морчихин, Сапожков. Огромная сила обаяния исходит от всего облика дочери Вихрова Поли: от ее юности, не­посредственности, наивности, от всей ее внешности, сияния глаз, загорелого лица. Кажется, будто вся она излучает запах солнца, луговых трав и сказочного леса. Писатель не боится снизить образ своей героини, показав ее расте­рянность в начале войны. Шаг за шагом в романе показано формирование героических качеств в характере Поли в со­прикосновении с действенной силой народа, который спо­койно и уверенно вступил в борьбу с подлым захватчиком. Леонов воплотил в Поле лучшие черты советской молоде­жи, проявленные в битве с врагом.

Жизнь столкнула Полю лицом к лицу с врагом. Со специальным заданием ее послали в тыл врага, и она попа­дает на допрос к фашисту Киттелю. Киттель требует от Поли искреннего признания, замечая, что «не надо плавать на собачий способ». Это Полю встряхнуло, она с запальчи­востью возразила: «А с чего, с чего мне перед вами на собачий способ плавать?» Она с ненавистью и презрением бросает гневные слова в лицо Киттелю, отрезая себе путь к отступлению: «Вот вы сказали давеча: за большевиков дерусь… О, кабы могла я со своим умишком: какой уж я солдат. Я только пуля на излете… вот силенок не хватило до цели долететь! Нет, это они дерутся за меня день и ночь… день и ночь за меня дерутся, а я только учусь у них пока… да помогаю! Нет, нас теперь с планеты не выкурить, поздно… Вот вы давеча спросили меня: кто я такая? Я девушка моей эпохи… пускай самая рядовая из них, но я завтрашний день мира… и тебе стоя, стоя следовало бы со мной разговаривать, если бы ты хоть капельку себя уважал! А ты сидишь передо мной, потому что ничего людского в тебе не осталось… а только лошадь дрессиро­ванная под главным палачом! Ну, нечего сидеть теперь, работай… веди, показывай, где у вас тут советских девчат стреляют?» Но к Поле неожиданно пришло спасение — шихановский староста Демид Золотухин выстрелил в Кит- теля и сразил его наповал, а Поле скомандовал: «Беги, дочка!»

Эпизодическим лицом в романе является секретарь одного из московских райкомов комсомола Сапожков. Именно к нему обратилась Поля с просьбой о том, чтобы ее добровольно отправили на фронт. Сапожков сумел погово­рить с Полей по душам. Сумел записать просьбу Полио том, чтобы в день 7 ноября побывать на Красной площа­ди. В следующий визит в райком комсомола Поля узнала о гибели Сапожкова на фронте под Москвой. Но к 7 ноября Поле вручили билет на Красную площадь, заказанный Сапожковым.

Воссоздавая трагический лик войны, писатель на всем протяжении романа показывает единение народа, его не­преклонную веру в справедливость своей борьбы, в законо­мерность победы.

Роман «Русский лес» был не только важнейшим этапом в творчестве Леонова, но и огромным достижением в раз­витии современной литературы.

Своим произведением Леонид Леонов начал самый серьезный разговор о природе — о ее настоящем, про­шлом и будущем. Этот разговор был подхвачен и про­должен многими современниками писателя. Можно без труда проследить традиции Л. Леонова в «Царь-рыбе» В. Астафьева, «Прощании с Матерой» В. Распутина, в «Ко­миссии» С. Залыгина и многих других произведениях.

Если домашнее задание на тему: " «Русский лес» ЛеоноваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.