Руна о Туони



Руна о посещении Туони иногда контаминируется с руной о посещении могилы мертвого мудреца Антеро Випунена. Либо Вяйнямейнен сваливает огромные деревья, выросшие на могиле, и этим пробуждает мудрого великана и получает нужные сведения, либо его проглатывает пробудившийся Випунен. В его чреве герой строит кузницу и выковывает железный шест, которым ранит внутренности Випунена. Иногда Вяйнямейнен мастерит лодку и плавает по жилам великана. Возвращается он домой с теми запасами мудрости, которые почерпнул в чреве чудовища.

Одни представители мифологических концепций видели в образе Випунена символ горы, из которой Вяйнямейнен добывает железо и кузнечит (Э. Бовуа), или огненосной тучи, другие — образ огня или солнца, космический рычаг, производящий молнию, аналог индийского Индры (О. Окконен), охотничьего бога (Отто Доннер), столп мира (Сэтэлэ). К. Крон88 связывал Антеро Випунена с христианской мифологией, опираясь на популярное у католиков имя Антерус (Андрей). К. Крон считал, что библейская легенда о нисхождении Христа в ад лежит в основе сюжета путешествия Вяйнямейнена в Туонелу. Поэтому исходным пунктом руны о Туонеле К. Крон называет не изготовление лодки, а известную по нескольким поздним вариантам постройку церкви.

Следуя по стопам К. Крона, Уно Харва видел прототип Антеро Випунена в католическом святом Андрее», известном как покровитель моряков; Уно Харва имя Випунен производит от (по его трактовке, особый вид капкана), который считает иконописным атрибутом св. Андрея. Гораздо интереснее этих построений (отражающих принципиальные пороки устаревших концепций мифологической школы XIX в. н школы Софуса Буггэ) материалы, приведенные в новейшей монографии М. Ха-авио, считающего Вяйнямейнена образом шамана.

М. Хаавио сравнивает руну о Випунене с шаманскими легендами саамов. В этих легендах иногда описывается пробуждение находящегося в экстазе шамана силой определенных слов (если слова забыты, шаман не возвращается к жизни). «Временная смерть» шамана может длиться много лет. М. Хаавио представляет Вяйнямейнена «ассистентом» старого шамана Випунена. Вяйнямейнен пробуждает Випунена от смертного сна, в который он впал в результате экстаза. М. Хаавио ссылается на якобы действительный поход 1937 г. на могилу знаменитого саамского шамана Акмели, жившего несколько столетий тому назад (один саам считал себя его прапраправнуком). В списке налогоплательщиков шведских окраин 1563—1579 гг. упоминается карельское имя Икямиели. Из этих фактов М. Хаавио делает вывод о возможности заимствования финнами и карелами саамского предания.

Путешествие Вяйнямейнена в Туонелу исследователь трактует как странствование души шамана в «ином мире», после того как шаман довел себя до экстаза. Вариант руны (по А. Перттунену) с санями, сломавшимися под певцом на пиру, он истолковывает как конец вдохновения шамана-певца и впадение в экстаз, которое соответствует путешествию души в Туонелу в поисках вдохновения. М. Хаавио ссылается на трактовку путешествия в Туонелу в старом словаре Ганандера как «впадение в экстаз».

Согласно ненецким шаманским легендам, душа шамана часто принимает вид змеи, чтобы проникнуть сквозь ловушку; река смерти и перевозчики на ней, различные гады — обычные хтонические образы. По мнению М. Хаавио, на руну о Туонеле некоторое косвенное воздействие оказал жанр христианских видений.

Интересны по материалу, но весьма спорны предлагаемые тем же исследователем конкретные сближения рун о Вяйнямейнене с саамскими шаманскими легендами.

Не говоря уже о слишком далеко идущих выводах, которые делаются из случайного совпадения имен Ак-мели — Икямиели, заметим, что в руне как раз отсутствует описание экстаза. Кроме того, целью Вяйнямейнена являются поиски не души больного, а средства для постройки лодки, хотя бы и магического. Посещение царства мертвых живым и способность ускользнуть оттуда, умение выбраться из чрева чудовища рассматриваются в эпосе как своеобразная героика; именно эта героика и составляет сущность эпического действия в рунах о Туонеле и Випунене.

Странствование В «иных мирах» часто встречается в сказаниях о культурных героях (например, о полинезийском Мауи), в древнейших эпических преданиях. В некоторых вариантах — правда, более поздних — Вяйнямейнена заменяет Лемминкяйнен, и тогда Випунен мыслится отцом Лемминкяйнена, что отражает представления, связанные с культом предков.

Сюжет пробуждения спящего смертным сном мудреца или родича с целью получить от него совет или помощь широко представлен в различных архаических

Эпических памятниках: в «Эдде» (Один и Вала, Свипдаг и Гроа, Сигурд и Грипи), в «Гильгамеше» (Гильгамеш и Ут-Напиштим), в нартских сказаниях (Сослан и Бедуха)

И т. п.

Так же широко известен сюжет о том, как чудовище проглатывает героя и герой спасается из чрева великана. Этот сказочно-мифологический мотив отражает в конечном счете, как это убедительно показал В. Я. Пропп, обычаи посвящения. В другом варианте рассказа о Випунене великан изображается даже не чудовищем, а давно умершим мудрецом мифических времен и магические знания герой получает прямо из его уст, что дает вполне рациональную картину посвящения.

Однако полностью отрицать шаманский элемент в анализируемых рунах было бы неправильно. Этот элемент не первичный, но он присутствует и придает обеим рунам специфическую окраску, отличая их от эпического цикла борьбы за сампо. Не исключено, что в древнейшей форме добывание орудий труда или «трех словечек» у хозяйки Туонелы или у Випунена не столь сильно отличалось от добывания культурных благ у хозяйки Похьелы. В наиболее примитивной палеоазиатской мифологии лет специального царства мертвых, а есть множество миров, более или менее однородных.

Представление об особом царстве мертвых развивается постепенно, вместе с изменением и усложнением похоронного ритуала, практически в рамках развивающейся шаманской мифологии. Этот процесс хорошо изучен по материалам фольклора эвенков и некоторых других северных народов.

В мифологии северных народов понятия «север» (сравн. Похьела) и «низ» (устье реки) сливаются. В шаманской мифологии Нижний мир приобретает ярко хтоническую окраску, Верхний и Нижний миры оказываются соединенными шаманской рекой, и попасть туда (особенно в Нижний мир) может только шаман, да и то с исключительным трудом и риском.

В шаманской мифологии эвенков есть мотивы о сетях, которые ставятся на шаманской реке в качестве препятствия для враждебных духов, шаманов; в различных местах шаманской реки души умерших караулят духи. В рунах о Туонеле и Випунене подобные шаманские хтонические представления получили отражение и в образе реки Туонелы, ее хозяйки и дочерей хозяйки, не желавших пропустить Вяйнямейнена; в мотиве сети на реке мертвых и т. п. Не исключено, что посвящение Вяйнямейнена Випуненом отчасти переосмыслено как посвящение в шаманы. Таким образом, добывание благ культуры у их хранителей превратилось здесь в героику загробного странствования, окрашенного представлениями развивающейся шаманской мифологии.

Героическим эпосом в узком смысле слова, зародышем национальной героической эпопеи является только цикл сампо.

Сказание о похищении сампо Вяйнямейиеном иногда составляет содержание отдельной руны, но ей часто предшествует обширное введение о том, как сраженный Лаппалайнсиом (т. е. саамским стрелком) Вяйнямей-нен падает в море и долго плавает по волнам, пока не достигает Похьелы. Хозяйка Похьелы отпускает Вяйнямейнена домой при условии, что он заставит кузнеца Ильмаринена выковать сампо.

В цикл сампо включаются и песни о героическом сватовстве к дочери хозяйки Похьелы. При этом Вяйня-мейнен и Ильмаринен часто выступают соперниками, проходя трудные брачные испытания.

В борьбе за сампо активная роль принадлежит Вяй-нямейнену — этому действительно главному герою карело-финского эпоса. Ильмаринен играет подчиненную роль как его спутник (наряду с некоторыми другими лицами).

В песнях о сватовстве на первое место выдвинут Ильмаринен. Кроме изготовления сампо, он выполняет другие «трудные задачи» хозяйки Похьелы или Хийто-лы: вспахивает змеиное поле, укрощает дикого коня или медведя, ловит большую щуку из реки Туонелы; причем в некоторых вариантах он проглочен щукой и спасается из ее чрева, как Вяйнямейнен из чрева Анте-ро Випунена. Высватанная невеста большей частью пытается убежать по дороге, Ильмаринен ее преследует (иногда превращаясь в орла или щуку) и в конце концов превращает ее в чайку.

Часто, особенно в северных вариантах, в сватовстве к деве Похьелы Ильмаринен выступает соперником Вяйнямейнена. Тогда песня обычно имеет такое начало: девушка полощет белье, догадывается из разговора с проезжающим Вяйнямейненом о том, что он едет свататься в Похьелу, сообщает об этом Ильмаринену (за это он должен исправить или сделать ей украшения). В северных вариантах победителем часто выходит именно Вяйнямейнен, а Ильмаринен с горя кует себе золотую деву.

В южных районах Карелии весьма популярна сводная руна, в которой Вяйнямейнен и Ильмаринен — чудесно рожденные дети непорочной девы Иро. За этим вступлением о чудесном рождении следует рассказ о героическом сватовстве Ильмаринена.

Итоги изучения в Финляндии эпических песен о борьбе за сампо подводятся в новейшей (1949) монографии М. Кууси «Затроеероз».

М. Кууси дает обстоятельный разбор различных точек зрения на пути формирования цикла сампо. Он справедливо критикует К. Крона, считающего, что руны о сампо представляют собой единое гармоническое целое, все части которого родились одновременно и в готовом виде стали достоянием карельских певцов. М. Кууси справедливо отвергает возведение цикла сампо к скандинавским источникам в работах Уно Харва, который сопоставлял эпос о сампо с норвежскими песнями о троллях, содержащими мотив путешествия с целью сватовства в страну Севера, где живет ведьма Гюгр.

Покушение на Вяйнямейнена и сотворение мира У. Харва исключал из цикла сампо. У. Харва упустил из виду, что героическое сватовство является позднейшим элементом в цикле сампо и в карело-финском эпосе в целом. Это подтверждается, в частности, выводами М. Кууси в его статье о пяти стилистических периодах в истории рун «Калевалы».

Если домашнее задание на тему: " Руна о ТуониШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.