Романы Леонова 20—30-х годов



Романы Л. Леонова — яркий пример неограниченных идейно-художественных возможностей искусства социали­стического реализма. В них писатель глубоко проник . в новую эпоху, сумел поставить и решить актуальные проблемы времени.

Все леоновские романы представляют единое целое, и в то же время каждый их них — выдающееся явление советской литературы. Основная проблема, которая объ­единяет романы Л. Леонова,— народ и революция, чело­век и революция. Она определяет основной конфликт, расстановку действующих лиц, постановку множества про­блем. Автор целиком и полностью на стороне народа, свершившего революцию, на стороне тех своих героев, которые идут за революцией, полон ненависти к тем, кто находится во враждебном лагере.

Л. Леонов — писатель, в творчестве которого органиче­ски слились традиции классической литературы и новатор­ство литературы социалистического реализма. В своих многочисленных высказываниях, беседах, статьях Л. Лео­нов всегда подчеркивал современное звуч'ание классиков русской литературы: «Достоевский и Толстой! Раздельные секторы национальной души, оба они явились истоками основных наших литературных течений...»

Развитие героического начала в романах Л. Леонова в изображении событий гражданской войны родственно таким произведениям, как «Чапаев» Д. Фурманова, «Же­лезный поток» А. Серафимовича. И Л. Леонова привлекает прежде всего новый человек, рожденный революционной эпохой, становление его характера, его внутренний мир.

Осмысляя итоги революции, Л. Леонов утверждает, что именно революция расширила временные связи, именно она позволила народу подняться на новую историческую ступень развития, создала неограниченные возможности для развития творческой индивидуальности.

У Леонова новое отношение к проблеме «маленького человека». Во всех своих произведениях он показал, что революционная эпоха открыла широчайшие перспективы для «маленьких людей» и они становятся творцами исто­рии. По-настоящему маленькими, мелкими людьми стано­вятся те, кто не смог освободиться от пережитков прошло­го в сознании, занять свое место в строю созидателей новой жизни. Таковы, например, бывший барин Манюкин («Вор»), Похвиснев и Дудников («Дорога на Океан») и другие.

Первый роман Л. Леонова «Барсуки» (1924) сразу же стал событием в большой литературе и получил восторжен­ную оценку М. Горького, который писал молодому автору: «Сердечно благодарю Вас за «Барсуков». Это очень хоро­шая книга. Она глубоко волнует. Ни на одной из 300 ее страниц я не заметил, не почувствовал той жалостной, красивенькой и лживой «выдумки», с которой у нас издав­на принято писать о деревне, о мужиках. И в то же время Вы сумели насытить жуткую, горестную повесть Вашу тою подлинной выдумкой художника, которая позволяет чита­телю вникнуть в самую суть стихии, Вами изображенной. Это книга надолго».

В романе отражены события первой мировой войны, Великой Октябрьской революции и гражданской войны.

Полон философского смысла эпиграф к роману:

  • Жили-были
  • Два брата родные.
  • Одна мать их вспоила,
  • Равным счастьем наделила,
  • Одного-то богатством,
  • А другого нищетой.
  • Слепцы поют

В этом эпиграфе, отражающем народные сказания о богатом и бедном брате, заключена мысль о социальном неравенстве. В романе речь идет о братьях, которые оказа­лись во враждебных лагерях.

Глубокий смысл заключен и в названии романа «Барсу­ки». Одним емким словом писатель изрек приговор тем, кто решил противостоять народу, новой действительности и тем самым обрек себя на отчуждение, на участь барсуков живущих в лесных норах.

В изображении московского Зарядья видна классиче­ская традиция. Зарядье — это мир «темного царства», но другого исторического периода. Купечество пережило по­трясение революции 1905 года, период реакции, и уже надвигались события мировой войны и революции. Купцы Зарядья Быхалов, Секретов, Дудин уже не чувствуют твердой почвы под ногами. И Зарядье в преддверии миро­вой войны и революции — «взбаламученное море». В купе­ческих семьях нет мира, нет покоя.

Леонов показал, как новое, революционное начало властно вторгается в жизнь деревни и в каких трагических столкновениях рождается новая, послеоктябрьская дей­ствительность. В центре произведения жизнь и десятилети­ями запутанные отношения деревень Воры и Гусаки; их тяжба за владение Зинкиным лугом длилась до самого Октября. После революции законная- жалоба Гусаков о Зинкином луге была удовлетворена и луг перешел в их владение. Это не удовлетворило крестьян деревни Воры, и в окрестностях объявилась банда «зеленых» во главе с дезертиром Мишкой Жибандой. Озлобленный на город, после крушения всех его планов возвратился с фронта гражданской войны Семен Рахлеев. Он и возглавляет недовольных продразверсткой крестьян.

Движение «барсуков» изображается в романе как бессмысленное, народ не поддерживает их. «Барсуки» чувствуют свою обреченность. На подавление движения «барсуков» посылают товарища Антона — родного брата Семена — Павла. В его характере Леонов выделяет черты положительного героя времени. Он не хочет кровопроли­тия, идет на встречу с Семеном. Их разговор имел решаю­щее значение. Павел говорит о бессмысленности выступле­ния «барсуков» и о том, что Семен «самой жизнью осуж­ден». И Семен распускает «барсуков», объявляя: «...конче­на игра наша», и сам приходит к Павлу с повинной.

Роман «Вор» (1927) — одно из сложнейших произведе­ний Л. Леонова. Действие романа происходит в период нэпа.

Но, изображая действительность 20-х годов, Леонов часто обращается и к периоду гражданской войны, и к до­революционному времени. Главная отличительная осо­бенность романа — в его устремленности к будущему. Нэп осмысляется Леоновым как временный период, «пере­вал» к новой жизни, «где светит солнце», к новым челове­ческим отношениям. Писатель показал, что начавшееся социалистическое строительство не могло сразу изменить психологию людей, рожденных старым миром. Возрожде­ние частной торговли и спекуляции будоражило частнособ­ственнические инстинкты. Герои романа упорно ищут жизненные пути, много спорят о жизни, о труде, о назначе­нии человека.

Наиболее глубоко и всесторонне охарактеризован Дмитрий Векшин. Характер этот сложный и противоречи­вый, как сложна и противоречива эпоха, его породившая. Одно бесспорно: Векшин воплощает в себе не революци­онные силы народа, а типизирует черты тех, кто оторвался от народа, не сумел разобраться в происходящих событи­ях, противопоставлял себя новым героям, тем, кто в муках борьбы начал строительство нового мира.

Писатель Фирсов старался разобраться в падении Векшина, отмечая, что лихой кавалерист и, по словам его друга Саньки Бабкина, «большой большевик» Митька Векшин уже в годы гражданской войны не сумел подняться до любви к народу, свершившему революцию. Разоблаче­ние Векшина заключено уже в названии романа: Митька обкрадывает самых лучших и близких ему людей. В числе их — родная сестра Таня, Маша Доломанова, товарищи по гражданской войне Арташез и Санька Бабкин.

Всем содержанием романа в первой редакции писатель, развенчивая Дмитрия Векшина, сохранял за ним воз­можность возрождения. В конце романа Векшин, выздоро­вев после тяжелой болезни, покидает воровские притоны и уезжает из Москвы на север. Там, в артели лесорубов, он находит свое место среди людей труда.

Вторая редакция романа, созданная писателем спустя тридцать два года, по существу — новое произведение. Сам Леонов признавался, что новый «Вор» написан «ны­нешней рукой и нынешними чернилами». Основные измене­ния связаны с новой трактовкой характеров главных героев романа. По признанию Леонова, в новой редакции он «наповал» убивает Митьку, акцентируя внимание на равнодушии Митьки к людям. Митька Векшин был в пер­вой редакции выражением «стихийных явлений» в револю­ции, герой второй редакции — отщепенец, человек, утративший связь с массой и вместе с тем с револю­цией.

Роман «Соть» (1930) стал этапным произведением в творчестве Л. Леонова. В конце 20-х годов в стране по­всеместно разворачивается строительство. Писатели устремляются в самые дальние уголки — на строительство заводов, фабрик, электростанций. Леонов едет на Сясь- строй, затем на строительство Балахнинской бумажной фабрики. Впечатления от посещения этих строек и легли в основу произведения.

Высокую оценку роману дал М. Горький, отмечая, что это произведение — «самое удачное вторжение подлинно­го искусства в подлинную действительность».

Действие романа происходит в таежных дебрях на реке Соть. Соть — не только место действия, но и символ но­вых человеческих отношений. В центре событий — стро­ительство бумажно-целлюлозного комбината. Процесс стройки, взаимоотношения людей при этом составляют основную сюжетную канву. Очень важно утверждение писателя, что идея строительства бумажного комбината принадлежит народу. Носителем этой идеи является актив­ный участник революционных событий Сергей Потемкин. Для него строительство бумажного комбината — народное дело и романтическая мечта всей жизни.

Сергей Потемкин — не пустой мечтатель. Свою мечту он облекает в реальные формы, добивается создания про­екта нового бумажного комбината, в котором предусмотре­ны мельчайшие детали стройки. Идея Потемкина под­держана в самых разных сферах потому, что это была идея времени, идея века. Взялся за осуществление этой идеи и стал душой строительства Иван Увадьев. Увадьев, в из­ображении Леонова,— коммунист, организатор. Он чело­век дела, реалист и в то же время мечтатель, он верит в бу­дущее и делает все, чтобы из сказки сделать быль. Характер Увадьева дается неодносторонне. Он в каком-то плане предваряет Нагульнова из «Поднятой целины» М. Шоло­хова — весь «заостренный» на претворение планов измене­ния жизни.

Он не замечает жены Натальи, и она уходит от него. Увадьев против лирики в жизни. Весна для него — «сля­коть и размазня чувств». Но писатель показал, что ничто человеческое не чуждо Увадьеву. Он увлекается молодым инженером Сузанной Ренне, но она ему не отвечает взаим­ностью. И в этих жизненных обстоятельствах Увадьев сумел выстоять, не согнуться.

Иван Увадьев — образ нового человека, рожденного революционной действительностью. Он продолжает гале­рею коммунистов — преобразователей жизни. Увадьев родствен Павлу Власову и Степану Кутузову М. Горького, коммунистам Штокману, Бунчуку, Подтелкову из «Тихого Дона» М. Шолохова, Глебу Чумалову Ф. Гладкова и мно­гим другим героям, созданным советской литературой.

Его влечет к Потемкину смелость и дерзость проекта строительства. Он охвачен романтичной мечтой и видит новые корпуса комбината. Увадьев — пламенный организатор и твердый большевик, прошедший школу подпольной борьбы, аресты и ссылки, видевший бесславные страницы первой мировой войны, участником которой он был.

Строительство бумажного комбината на Соти изобра­жено как процесс сложный и трудный. Дело не только в том, чтобы создать промышленный гигант,— надо было обеспечить строительство людской силой, сырьем, создать условия для рабочих. И не только это: надо организовать местных жителей, надо очистить место для стройки, пере­нести деревню Макариху.

Один из первых конфликтов в начале стройки — столк­новение с монашеским скитом. Скит был одним из свое­образных центров глухомани. Его поддерживали крестьяне окрестных деревень, одаривали местные богатеи. Скит изображен Леоновым как сборище темных сил отжившего прошлого. Невежество, пустословие, бескультурье харак­терно для всех монахов, которые вызывают отвращение даже по внешнему виду: «...ноздреватые носы, вислые уши, пылающие глаза, огромные цинготные рты, разодранные пеньем, криком, раздутые руки или руки, такие вырази­тельные в худобе своей, точно их подчеркнул иронический художник».

Евсевий — надежда и проповедник скита — описан как темный, забитый, больной человек, и все его проповеди — не более чем кликушество.

Стройка занимает место скита по народному голосова­нию. Монахи во главе с настоятелем Киром уходят в глубь тайги. Перенесли на новое место Макариху. Жители пере­селились в чистые, высокие, просторные избы без блох, клопов и тараканов. Построены клуб, школа, Увадьев обещает построить больницу. Постепенно Сотьстрой стано­вится центром жизни.

Сотьстрой в изображении Леонова не только изменил лик глухомани — он изменил людей, их психологию, их отношение к жизни, к труду. Кульминацией в процессе строительства является наводнение. Соть поднялась на дыбы. Огромная масса леса, находившаяся в пути к строи­тельству, была поднята мощным водным потоком и хлынула, сорвав крепление, к стройке. Много леса погибло, но строители проявили стойкость и энтузиазм в борьбе со стихией. Каждым владело чувство: надо спасать свое, народное добро.

В романе много массовых сцен: это и собрания, и сцены стройки, и праздники, где встречаются жители деревни со строителями. Много в произведении пейзажных зарисовок: перед нами встают и лесные просторы, и таежные реки, и разбушевавшаяся водная стихия.

Инженер Ренне — представитель старой интеллиген­ции. Для него многое непонятно в новой жизни. Рабочие не доверяют ему: обвиняют в катастрофе на стройке, в гибели девочки. Ренне не выдерживает недоверия и ненависти к себе и кончает самоубийством.

Особое место в романе занимают женские характеры. Полна обаяния и величия Варвара — мать Увадьева. Она настоящая русская женщина. Это сильный, вольнолюби­вый характер. Ей свойственна широта взглядов и чувств. Ее любовь к сыну — суровая и требовательная любовь без сантиментов и навязчивости. Увадьев наследует от матери прямоту, внутреннюю силу, энергию, чувство человеческо­го достоинства.

Сложен образ Сузанны. Она воспитана в интелли­гентной семье. Это сильная и волевая натура, она стремится к самостоятельности, уходит от родителей. Принимает участие в гражданской войне, затем заканчивает институт, получает специальность инженера-химика.

Роман «Соть» — философское произведение, полемич­ное по содержанию. Оно направлено против тех, кто сомневался в претворении в жизнь революционных идей. Противником дела революции выступает в романе бывший белогвардеец Виссарион Буланин. Он упорно спорит с Сузанной. Но Виссарион погибает, о нем скоро забывают, а на месте его захоронения на столбике укрепляют над­пись: «До Сотьстроя 6 километров». Жизнь Сотьстроя опровергает домыслы Виссариона о несостоятельности планов стройки. Словами о победе Сотьстроя и заканчива­ется роман: «Изменился лик Соти, и люди переменились на ней».

Роман «Соть» свидетельствовал о глубоком проникно­вении Л. Леонова в современную действительность, о его умении отразить общенародный характер строительства в стране. Он показал, что стройка меняла не только облик страны, но меняла людей, их жизнь, их духовный мир, создавала нового человека.

Вслед за «Сотыо» создается множество романов, близ­ких леоновскому. К их числу относятся: М. Шагинян «Гидроцентраль» (1930—1931), Ф. Гладков «Энергия» (1932—1938), А. Малышкин «Люди из захолустья» (1937—1938) и др.

Основные проблемы романа «Скутаревский» (1932) — наука и народ, искусство и народ. В центре образ крупного ученого-физика с мировым именем Сергея Андреевича Скутаревского. Выходец из народа, он постепенно приходит к мысли о том, что дости­жения науки не могут служить целям обогащения единиц, а должны служить народу. Кульминацией романа является изображение встречи Скутаревского с В. И. Лениным. В. И. Ленин производит на Скутаревского неизгладимое впечатление. Ученый поражен щедростью, душевностью и заботой, с которой относится Владимир Ильич к нему и его научной деятельности. В трудное время гражданской войны Ленин создает все условия для творческой работы Скутаревского.

Скутаревский в изображении Леонова не только уче­ный, но и создатель своей научной школы. Он щедро передает свои знания, свой опыт молодежи.

Роман «Дорога на Океан» (1935) — итоговое произве­дение довоенного творчества Л. Леонова. Он полон обоб­щений, символики, философских раздумий о прошлом, настоящем и будущем народа, свершившего революцию. В произведении наиболее глубоко и ярко решается пробле­ма положительного героя времени.

Для романа характерен эпический размах в изображе­нии действительности. Л. Леонов сумел показать жизнь народа в движении, новые идеалы, новые стремления, новые жизненные горизонты. Роман — многоплановое произведение. Один из центральных планов — создание образа положительного героя, показ деятельности нового человека, его отношения к жизни, труду, людям, обществу, современности, истории.

Курилов — начальник политотдела крупной железной дороги. Он показан вдумчивым, справедливым, принципи­альным руководителем, настоящим коммунистом, прошед­шим через напряженные битвы гражданской войны. И по­сле своей физической смерти Курилов остается жить в людях, в которых он оставил частичку своего существа.

Романы Л. Леонова 20—30-х годов явились значитель­ным этапом развития литературы социалистического реа­лизма.

Если домашнее задание на тему: " Романы Леонова 20—30-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.