Роман «Соть»



К истории создания романа: поездки писателя на новострой­ки; связь замысла романа с публицистикой и очерками «По Со­юзу Советов» М. Горького; пафос социалистического строитель­ства в новом романе Л. Леонова. Леонов о преемственной связи идей и образов «Соти» с идеями и образами «Вора».

«Соть» как пример активного вторжения советской литера­туры в «текущую действительность» эпохи первой пятилетки. Тематическая насыщенность и многоплановость романа. Тема труда в романе и ее новаторская разработка Л. Леоновым. Пар­тийность позиции автора.

Идейно-творческая эволюция Леонова в 1927 — 1928 гг. (от «Вора» к «Соти»). Цикл произведений, связанных с «Вором» («Унтиловск», повесть и пьеса «Провинциальная история», дере­венские рассказы). Развитие в пьесах «Унтиловск» и «Провин­циальная история» утверждающего пафоса. Образы нового ге­роя, противостоящего людям старого мира. Углубление крити­ческого изображения антиреволюционных сил («Белая ночь», «Усмирение Бададошкина»),

Значение этого периода как периода «расчета» со старыми темами, периода новых творческих поисков, приведших к возник­новению замысла «Соти». Поездки писателя на новостройки.

Единство идейных устремлений и художественного метода советских писателей. Многообразие течений и творческих инди­видуальностей в советской литературе.

Роман «Барсуки» Леонова в сопоставлении с «Мятежом» Д. Фурманова, произведениями А. Неверова, «Одиночеством» Н. Вирты, «Зеленым штормом» В. Костылева, «Зеленой зыбыо» Т. Дмитриева, «Тихим Доном» М. Шолохова (проблематика, конфликты и их разрешение, герои, авторская позиция) и др.

Роман «Вор» в сопоставлении с книгами «Голый человек» С. Семенова, «Голубыми городами» А. Толстого, «Концом хазы» В. Каверина, «Средним проспектом» М. Слонимского, «Проточ­ным переулком» и «Рвачем» И. Эренбурга, «Братьями» К. Феди- на, «Отступником» В. Лидина, «Мещанином Адамейко» М. Ка­закова, «Берегами» А. Караваевой, «Завистью» Ю. Олеши (об­раз участника гражданской войны, не понявшего новой экономи­ческой политики; проблемы культурной революции; ожививше­еся мещанство; персонажи из мира «дна»; использование приемов псхологического анализа Достоевского — общее и различное). Подражание «Вору» — роман «Дикое иоле» П. Логинова-Лесняка.

Значение романов «Барсуки» и «Вор» в развитии советской литературы 20-х гг. «Индивидуальное» и «типическое» в романах Л. Леонова 20-х гг.

К истории создания романа: поездки писателя на новострой­ки; связь замысла романа с публицистикой и очерками «По Со­юзу Советов» М. Горького; пафос социалистического строитель­ства в новом романе Л. Леонова. Леонов о преемственной связи идей и образов «Соти» с идеями и образами «Вора».

«Соть» как пример активного вторжения советской литера­туры в «текущую действительность» эпохи первой пятилетки. Тематическая насыщенность и многоплановость романа. Тема труда в романе и ее новаторская разработка Л. Леоновым. Пар­тийность позиции автора.

Тема стихии в романе: человек и природа; стихийность жиз­ни старой деревни; «стихийное» в человеке. Художественное вы­ражение этой темы в романе.

Проблема положительного героя. Основные черты нового человека — деятеля партии — в изображении Л. Леонова. Взаи­мосвязь личного и общественного, рационального и эмоциональ­ного, реалистичности и романтики в облике и деятельности но­вого человека. Образы Увадьева, Потемкина, Жеглова: руково­дитель и коллектив, партия и народ в изображении Л. Леонова. Тема молодого человека (Сузанна, Фаворов).

Значение романа «Соть» в идейно-творческом развитии Л. Леонова.

«Соть» Леонова и «Гидроцентраль» М. Шагинян — первые романы о пятилетке — в центре творческих дискуссий 1930 — 1931 гг.

Оценка «Соти» под углом зрения идейной «перестройки» писателя-«попутчика».

Тема социалистической индустриализации в советской лите­ратуре начала 30-х гг. и «Соть». Разноречие в критике в оценке образа Увадьева (жизненность образа, понимание автором ос­новных качеств большевика, соотношение общественного и лич­ного у героя).

Горький о романе «Соть»: вторжение писателя в «текущую действительность», знание писателем жизни, высокие художест­венные достоинства романа (искусное сюжетно-композиционное построение, яркость сцен, выразительность и богатство языка).

Если домашнее задание на тему: " Роман «Соть»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.