Роман А. Фадеева «Молодая гвардия»



Активная, целеустремленная, напряженная деятель­ность Александра Фадеева в годы Великой Отечественной войны подготовила его к созданию романа «Молодая гвардия», который стал вершиной творчества писателя.

Роман А. Фадеева — произведение, основанное на глу­боком творческом осмыслении документальных источников о массовом героизме в годы войны.

Вспоминая свою работу над романом, писатель призна­вался: «Без преувеличения могу сказать, что писал я о ге­роях Краснодона с большой любовью, отдал роману много крови сердца. Работал я над «Молодой гвардией» относи­тельно недолго, написал роман за год и девять месяцев, не считая времени, ушедшего на собирание материала». Пи­сатель глубоко изучал эти материалы, делал пометки, затем выехал в Краснодон, еще хранивший следы героиче­ского подвига молодежи. В городе он встречался с родны­ми и близкими молодогвардейцев, услышал интересные воспоминания о личностях молодогвардейцев и их под­вигах.

Подступом к созданию романа-эпопеи о народной борьбе с оккупантами был очерк «Бессмертие», опублико­ванный А. Фадеевым 15 сентября 1943 года в «Правде».

Фадеева привлекла героическая деятельность комсо­мольцев Краснодона, в которых он увидел подлинную красоту духовного мира молодежи, воспитанной за годы советской власти, единение и глубокую внутреннюю связь старшего и младшего поколений в битве с фашизмом. Героический подвиг краснодонцев заставил писателя вспомнить свою мятежную юность и юность своих друзей, которые не щадили жизни в борьбе с белогвардейцами и интервентами в годы гражданской войны.

Мужественным и стойким рисует А. Фадеев Олега Кошевого — вдохновителя и инициатора «Молодой гвар­дии». Олег «бесил гестаповцев непоколебимым презрением к ним. Его жгли раскаленным железом, запускали в тело иголки, но стойкость и воля не покидали его». Иван Земну- хов пользовался всеобщей любовью и авторитетом среди молодежи, любил стихи и сам писал их. Его подвергли зверским пыткам, но не сломили его духа. С любовью дан облик Сергея Тюленина — дерзкого организатора самых отчаянных предприятий, которого не только пытали само­го, но пытали при нем и его старую мать, но он был стоек до конца. Писатель запечатлевает волнующе-прекрасный об­лик Ульяны Громовой и Любови Шевцовой — смелых, сильных духом советских девушек, которые до последнего вздоха остались мужественными и стойкими, веря в побе­ду над фашизмом и ободряя друзей: «Не падайте духом! Наши идут. Крепитесь».

«Молодая гвардия» в осмыслении А. Фадеева — это яркий пример массового героизма советского народа в борьбе с фашизмом: «Везде и повсюду борется гордый советский человек. И хотя члены боевой организации «Молодая гвардия» погибли в борьбе, они бессмертны, потому что их духовные черты есть черты нового советского человека, черты народа страны социализма».

Создавая роман, основанный на конкретном историче­ском материале, А. Фадеев продолжал замечательные традиции советской литературы 20-х годов — таких про­изведений, как «Железный поток» А. Серафимовича. На примере деятельности подпольной молодежной организа­ции и коммунистов-подпольщиков А. Фадеев сумел пока­зать основную особенность Великой Отечественной вой­ны — массовый героизм.

После выхода романа, выступая перед своими читате­лями, А. Фадеев рассказывал: «Я очень охотно взялся за роман, чему способствовали некоторые биографические обстоятельства. Собственную юность я начинал тоже в подполье в 1918 году. Судьба так сложилась, что первые годы юности проходили в шахтерской среде. Потом при­шлось учиться в Горной академии. И, наконец, в 1925— 1926 гг. много пришлось работать в соседнем с Краснодо­ном шахтерском округе. Поэтому быт Донбасса и шахтер­ский быт были мне хорошо известны».

В первой редакции романа подвиг молодогвардейцев был изображен до некоторой степени изолированно от борьбы коммунистов-подпольщиков. При инсценировке ро­мана эта изоляция была усилена еще, на что как на недостаток было указано в печати.

Между тем А. Фадееву присылали все больше и больше материалов о деятельности коммунистов-подпольщиков, о тесной связи молодогвардейцев и коммунистов.

Писатель получил много сведений о том, что коммуни­сты Лютиков, Бараков, Соколова не только сами вели беспощадную подпольную борьбу с оккупантами, но и были связаны с «Молодой гвардией», часто давали комсомоль­цам конкретные боевые задания. Фадеев почувствовал необходимость полнее отразить авангардную роль в под­польной борьбе коммунистов и комсомольцев.

Во второй редакции (1951) писатель более глубоко и всесторонне показал связь деятельности молодогвардей­цев с подпольной организацией коммунистов, полнее раскрыл образы коммунистов — секретаря подпольного райкома Краснодона Филиппа Петровича Лютикова, руко­водителя подпольного обкома Ивана Федоровича Про- ценко, коммунистов Баракова, Мошкова, Соколовой.

После изучения материалов о роли командира Со­ветской Армии в деятельности «Молодой гвардии» Фадеев в новой редакции углубляет этот образ, показывая актив­ную роль Ивана Туркенича в делах и подвигах комсомоль­цев.

Но Фадеев использовал и свое право на художе­ственный вымысел, предупредил родственников героев, изображенных в романе под действительными именами и фамилиями, что нельзя искать точного сходства с реаль­ными людьми. Писатель сумел показать в деятельности молодогвардейцев и коммунистов-подполыциков типичные качества героев Великой Отечественной войны.

Особое место в произведении занимают лирические отстугіления. Проникновенно и страстно обращение писа­теля к другу своей юности, погибшему в гражданскую войну. Он устанавливает преемственную связь героических традиций между поколениями времен гражданской и Оте­чественной войн.

Создавая характеры молодогвардейцев, А. Фадеев показывает, что, воспитанные на героических традициях прошлого, их характеры сформировались за годы совет­ской власти. Молодежь Краснодона в период фашистского нашествия объединяется в единое целое в своей острой ненависти к фашистам и вступает в борьбу с ними. Каждый из характеров наделен яркими индивидуальными качества­ми, своим внешним обликом, своим темпераментом: у Ули Громовой «не глаза, а очи», она спокойна, уравновешенна, но в то же время полна внутренней скрытой энергии; Ваня Земнухов, поэт, очень серьезный, сосредоточенный, про­званный в штабе «профессором»; Сергей Тюленин — «огонь, а не парень», смелый, дерзкий, отважный, не­обыкновенный «живчик»; Любовь Шевцова — «Любка- артистка, хитрая, как лиска», боевая, отважная, дерзкая, близкая по характеру с Сергеем Тюлениным, прозванная «Сергеем Тюлениным в юбке».

Запоминается образ секретаря подпольного райкома партии Филиппа Петровича Лютикова. Спокойный, вдум­чивый наставник молодежи, он не только направляет деятельность «Молодой гвардии», но и является воспитате­лем боевых качеств комсомольцев: учит их конспирации, выдержке, терпению, умению искать самые различные способы борьбы с оккупантами.

Большое место занимают образы руководителя под­польного обкома Ивана Федоровича Проценко и его верного друга — жены Кати. Это семья подлинных комму­нистов, не знающих страха перед гитлеровцами, вдум­чиво и четко создающих подпольные организации и группы в области, непосредственно направляющих, сов­местно с -другими коммунистами, деятельность молодо­гвардейцев.

Уверенность в справедливости борьбы с оккупантами, чувство любви к Родине помогают молодежи совершать дерзкие диверсии: поджог биржи труда, разгон скота, казнь полицейского.

Раскрытию богатства внутреннего мира молодогвар­дейцев способствует описание трогательной, только что зародившейся любви между Сергеем Тюлениным и Валей Борц, Олегом Кошевым и Ниной Иванцовой, Любой Шев­цовой и Сергеем Левашовым, Иваном Земнуховым и Кла­вой Ковалевой.

Писатель показал, что деятельность подпольщиков была известна их семьям, которые оказывали активную поддержку в их борьбе с фашистами. Деятельность моло­догвардейцев в изображении А. Фадеева потому только имела успех, что пользовалась всесторонней поддержкой и непосредственно в семьях молодогвардейцев, и у всего населения и сама по себе представляла звено в единой всенародной борьбе с оккупантами. Связь молодогвардей­цев с партийной организацией вливала в молодежь веру в свои силы, наполняла чувством ответственности перед народом, Родиной и старшими товарищами.

Апофеозом героизма советского народа в годы войны являются последние страницы романа, в которых изобра­жаются пытки и казнь молодогвардейцев.

Фадеев показал, что ничто не могло поколебать в юных героях силы духа, веры в свой народ и справедливость своего дела — ни пытки, ни угрозы — и даже сама смерть стала их последним героическим подвигом.

Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» — произведение не только о героической борьбе с оккупантами в Краснодо­не, это героический эпос о судьбах народа и Родины в битвах с гитлеровцами. Выход романа приковал все­общее внимание к истории подпольной борьбы в Краснодо­не, к действительным героям этой борьбы — коммунистам и членам комсомольской организации «Молодая гвардия».

Уже после смерти А. Фадеева стало известно много новых фактов, связанных с деятельностью «Молодой гвар­дии». Так, была установлена невиновность В. Третьякевича в предательстве членов «Молодой гвардии», обнародо­ваны новые факты о последних днях Любови Шевцовой.

Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» — великий до­кумент эпохи. В нем история и художественный вымысел слиты воедино. Роман является образцом художественного обобщения фактов героической борьбы народа в военные годы. Он имеет большую воспитательную силу. На примере деятельности коммунистов и комсомольцев книга помогает тесному единению поколений в общей борьбе. Образы молодогвардейцев учат нашу молодежь мужеству, стойко­сти и самоотверженности, а также активной любви к своей Родине, к своему народу.

Творчество А. Фадеева стало важнейшей частью исто­рико-литературного процесса 20 — 50-х годов. Один из зачинателей литературы социалистического реализма, Фа­деев был не только художником слова, отразившим в своих произведениях зримые черты эпохи, рожденной Великим Октябрем, но и одним из идейных организаторов Союза советских писателей, много сделавшим для объединения литературных сил.

Фадеев принял активное участие в разработке теорети­ческих проблем социалистического реализма, выступал как теоретик литературы. Выступления Фадеева касались и развития литературы народов СССР.

Большое значение имела и общественно-публицистиче­ская деятельность Фадеева. От имени Союза писателей и советского народа писатель неоднократно выступал на международных конгрессах защиты мира.

Велика роль Фадеева как одного из руководителей Союза советских писателей в сплочении братских литера­тур в годы Великой Отечественной войны.

Традиции Фадеева в создании положительных героев нашли отражение в творчестве писателей народов СССР. Именно эти герои помогали формированию нового челове­ка, для которого цель жизни — борьба за высокие идеалы человечества, служение людям, творческое отношение к труду, к деятельности человека на земле. Эти качества героев Фадеева нашли отражение во многих произведени­ях литератур народов СССР. Не случайно азербайджан­ский писатель М. Гусейн в ответ на утверждение, что после М. Горького и Н. Островского не было создано положи­тельных героев, наряду с другими достойными подражания героями, называл и молодогвардейцев А. Фадеева. В 60 — 70-е годы эти традиции можно проследить в творчестве Быкова, П. Загребального, З. Биишевой, Й. Авижюса, М. Стельмаха.

А. Фадеев в своих произведениях выводил представите­лей различных наций и народностей. Писатель-интернаци­оналист, он нередко говорил о благотворном влиянии идей социалистического интернационализма на подъем всех советских литератур, часто обращался к опыту таджика Айни, белоруссов Янки Купалы и Якуба Коласа, грузина Тициана Табидзе, еврея Переца Маркиша и др.

Представители национальных литератур наследовали и наследуют традиции Фадеева в изображении советского человека. Творчество писателя привлекает своим романти­ческим отношением к человеку, к молодому герою времени. Фадеев — один из зачинателей темы революционной моло­дежи, развитой затем в творчестве многих писателей многонациональной советской литературы.

Выражая мысли многих представителей братских рес­публик Советского Союза, армянский писатель Дереник Демирчян писал: «Фадеев для меня — яркое олицетворе­ние всего по-русски доброго и светлого, самоотверженного и красивого, здорового и сильного».

Если домашнее задание на тему: " Роман А. Фадеева «Молодая гвардия»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.