Роль прозы в творчестве Л. Леонова



Л. Леонов к созданию публицистических статей обра­тился с первых дней войны. Его публицистика не только отражала события войны, но и заключала стремление писателя проникнуть в исторический смысл происходяще­го, поставить Великую Отечественную войну в ряд самых значительных событий русской истории.

В публицистике Л. Леонова сохранены лучшие черты, присущие его творчеству,— меткая наблюдательность, взволнованность речи, многокрасочность языка, умение объединять точность индивидуальных характеристик с ши­ротой взгляда на действительность. В ней много историче­ских ассоциаций и параллелей. Часто писатель, говоря о настоящем, обращается к героическим страницам рус­ской истории. Статья Л. Леонова «Слава России» (1943) сходна по своему идейному содержанию с статьей А. Тол­стого «Родина». Обращаясь к славной истории русского народа, писатель видит в ней яркий пример для советских воинов, ведущих борьбу с гитлеризмом: «Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Ослябей, что пер­выми пали в Куликовском бою.

В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу Родину, и они подска­жут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества». Сколько гордости за наш народ, сколько веры в неисчислимые силы Родины заключалось в словах Л. Леонова: «Подымись во весь свой рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России».

В статье — огромная любовь к Родине, боль за ее разорение, глубокая скорбь за огромные жертвы войны. Но художник верит в то, что советская Родина уничтожит подлых захватчиков.

Л. Леонов прославляет самое высокое существо — человека, который, шествуя по вечности, создает все прекрасное на земле, украшает саму жизнь. «Победу нужно начинать немедля,— пишет Л. Леонов,— и с глав­ного: убивать убийц, поднявших руку на священные права Человека» («Неизвестному американскому другу», 1943).

Основным героем всей публицистики Л. Леонова, как и других публицистов, является советский народ — народ- воин, народ-освободитель. Во всем написанном Леоновым чувствуется душа художника-патриота, который гордится неслыханными героическими подвигами, свершенными в битве с фашизмом советским человеком. В описании под­вигов Леонов встает на путь очеркиста. Самым характер­ным произведением этого плана является статья-очерк «Твой брат Володя Куриленко» (1942).

Володя в изображении Л. Леонова — типичный герой, в котором сосредоточены лучшие черты советской молоде­жи. В древнеторжественном стиле начинается рассказ: «Набатный колокол бьет на Руси. Свирепое лихо ползет по родной стране. Безмолвная пустыня остается позади него». Заканчивается рассказ обращением к современнику: «Не плачь о нем (о Володе.— Авт.), современник. Копи в себе святую злобу».

Публицистика Л. Леонова отражала события войны с начального этапа до ее победоносного окончания. Первые статьи были опубликованы в период ожесточенных битв под Москвой. Писатель твердо верил в то, что «никогда Гитлер не увидит коленопреклоненной нашу Москву».

С позиций художника-гуманиста, борющегося за права человека, Л. Леонов разоблачает фашизм как самое страшное, уродливое явление на земле. Он сравнивает «гитлеровское чудовище» с «лесным зверем, которого рога­тиной встречали бывалые русские богатыри», с «железным болваном», с «идолищем поганым», с «драконом». Самое страшное несет с собой фашизм: «Зависть и свиная жад­ность на чужой каравай — вот то горючее, на котором, воняя и гремя, двинулась на нас машина германского фашизма». Уничижительные сравнения, сниженная лекси­ка в статьях Леонова служат цели вызвать у советских людей чувство несоизмеримого превосходства над фашиз­мом, возбудить у всего прогрессивного человечества жаж­ду ненависти и мести.

Публицистика Леонова полна раздумий о настоящем, прошедшем и будущем. Писатель размышляет сам и за­ставляет глубоко задуматься читателя, заставляет его понять, что люди должны чувствовать свою непосред­ственную ответственность за все то, что происходит на земле.

Очень часто Л. Леонов обращается к народной речи, много употребляет пословиц, поговорок, афоризмов. Есть в статьях писателя пейзажные зарисовки: «Русская зима вступает в свои права. Ровный чистый снег ложится на поля, но чужим поганым следом затоптаны нынче дороги к милой столице». Леонов любит олицетворять природу: «И тихий русский вечер по-медвежьи, раскорякой, встал на дыбы и черную когтистую лапу взрыва обрушил на враже­ский эшелон».

Публицистика Л. Леонова военных лет утверждала великую историческую миссию советского народа, который в жесточайшей борьбе победил фашизм.

Если домашнее задание на тему: " Роль прозы в творчестве Л. ЛеоноваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.