Роль гражданской лирики в поэзии 30-х годов



Внутренним источником гражданского пафоса бы­ло само социалистическое Отечество, советский патрио­тизм, закаленный в горниле революции, гражданской войны, первых пятилеток. Поэты воспевали международ­ную солидарность свободных народов, сплоченных и силь­ных великой дружбой. Образ Родины — молодой Совет­ской страны — вдохновлял поэтов всех республик. В «Пес­не о жизни» (1937) казахский акын Джамбул сложил гимн Родине:

Тот не певец, кто к борьбе не зовет, Кто сердцем с народом своим не живет, Кто песни о Родине не поет.

Образ Родины-матери раскрывался поэтами разных национальностей по-разному, со своими, местными, даже этнографическими приметами. Они передавали свое, ухо­дящее корнями в народное поэтическое творчество виде­ние мира в традиционных поэтических формах. И это ничуть не снижало, не «заземляло» тему. Преодолев неко­торую абстрактность понятий и образов, свойственную поэзии 20-х годов, поэты пришли к восприятию Родины во всей ее полноте, конкретности и одновременно символично­сти. Родина, первая в мире страна социализма, ее прошлое, настоящее и будущее — источник глубокого лиризма, вы­сокого чувства гражданственности для А. Исаакяна, В. Сосюры, А. Прокофьева, М. Турсунзаде, Г. Леонидзе, П. Тычины, Е. Чаренца, М. Рыльского, Н. Тихонова, X. Алимджана, Г. Табидзе, П. Яшвили.

Патриотическая тема тесно смыкалась с темой интерна­циональной, и это придавало ей особое гражданское звучание. Идеи советского патриотизма, самоотверженной любви к Родине, преданности ей, слияние с нею стали внутренней потребностью многонациональной советской поэзии особенно в тревожные предвоенные годы. Поэзия передавала строй души советского народа, готового отсто­ять завоеванную им свободу и счастье.

В поэзии 30-х годов был сделан определенный шаг вперед в освоении ленинской темы. Обращение поэтов к образу Ленина диктовалось стремлением поэтически, философски, исторически осмыслить жизнь-подвиг вождя, лирически утвердить мысль о глубинных связях Ленина и народа. Лирическое и эпическое начало в раскрытии ленинской темы шли рядом, иногда сливаясь, взаимопро­никая. Поэты разных республик находили новые повороты, новые грани в развитии ленинской темы. При этом они опирались на богатый опыт, традиции, связанные с имена­ми Горького и Маяковского. Бессмертие ленинского дела, Ленин и партия, Ленин и народ, многогранный ленинский образ, Ленин — мыслитель, ученый, революционер, осо­бенная природа ленинского гуманизма, Ленин и совре­менность, Ленин и будущее — вот вопросы, связанные с постижением художественного образа Ленина поэтами братских республик. Опираясь на опыт Маяковского, поэ­ты шли своими путями в раскрытии великого ленинского образа. Ленинская тема вдохновляла Р. Рзу, Миртемира, М. Рыльского, Джамбула, А. Твардовского, X. Алимджана… Нет, пожалуй, ни одного поэта, который бы не обра­тился к этой теме. В 30-е годы были заложены основы советской многонациональной Ленинианы, и художествен­ный образ Ленина становится определяющим нравствен­ные горизонты поэзии.

«Братство народов — братство литератур» — под этим лозунгом развивалась поэзия 30-х годов. Теме дружбы и братства народов уделяли большое внимание поэты — представители разных республик. Они старались как мож­но глубже проникнуть в душу, сознание того народа, кото­рому посвящали свои произведения. Стихи о Грузии пишет Н. Тихонов («Стихи о Кахетии»), об Узбекистане — М. Бажан, об Армении — Г. Табидзе.

Поэзия 30-х годов расширила масштабы художествен­ного осмысления эпохи и современника. Многостороннее изображение советского человека, его эмоционально насы­щенной внутренней жизни, соотнесение современности с историческими судьбами страны и народа стали харак­терными приметами творчества поэтов тех лет. Жизненный оптимизм, патриотическое и интернациональное чувство, гуманизм поэзии 30-х годов, опыт, обретенный ею, оказа­лись необычайно важными в преддверии суровых испыта­ний, выпавших на долю нашей литературы, на долю всего народа в грозные годы Великой Отечественной войны.

Если домашнее задание на тему: " Роль гражданской лирики в поэзии 30-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.