Роль фольклорной традиции в творчестве Залыгина



В романах «Комиссия» и «После бури» основные фабульные ходы определяют уголовно-детективные со­бытия: зверское убийство главного героя Николая Ус­тинова в «Комиссии», прихотливые перипетии личной жизни Петра Васильевича (Николаевича) Корнилова в годы гражданской войны и нэпа — в романе «После бури». Однако не детективно-криминальные истории являются осью сюжета, а сложные, глубокие, неповто­римые человеческие характеры. Причем это люди, раз­мышляющие о многих важных предметах бытия: будь то простой крестьянин Николай Устинов или бывший приват-доцент Петр Корнилов.

Как мы знаем, детективный жанр берет начало от новеллы Эдгара По «Убийство на улице Морг» (1841) и повести «Золотой жук» (1843). В 40-е годы XIX в. французский писатель Эжен Сю пишет «Парижские тайны» — роман, в котором уголовный сюжет усложнен социальными мотивами, трактованными в мелодрамати­ческом ключе. Двадцатью годами позже Виктор Гюго в «Отверженных» (1862) сделает огромный шаг вперед, увенчав острый авантюрно-детективный сюжет большой общественно-прогрессивной мыслью романтика-социо­лога.

В крупнейших романах Ф. Достоевского (от «Пре­ступления и наказания» до «Братьев Карамазовых») прослеживается уголовно-авантюрная фабула. Однако Достоевский не был бы творцом крупнейшей ветви евро­пейского социально-философского романа, если бы все ограничивалось детективным сюжетом, как бы ни был он искусен и головоломен. Достоевский ставил и по-своему решал многие узловые проблемы века, «вечные» вопро­сы бытия.

Опираясь на традиции мирового и отечественного социально-философского романа, С. Залыгин обогаща­ет свое творчество фольклорной традицией. В центре романа «Комиссия» грозные события неспокойного 1918 года в глухой сибирской деревне Лебяжке, что находится в двухстах километрах от железной дороги. Этическую концепцию романа организует противостоя­ние двух натур, двух характеров: с одной стороны, Николай Устинов, о котором жители Лебяжки говори­ли, что «он был разумным, добрым и спокойным», с другой — Гришка Сухих, богатый мужик с далекой заимки, жадный, хотя и умеющий работать за троих. Если Устинов полон желания постоять за дело народ­ное, то Сухих, скрывая свой облик накопителя, стяжа­теля, хищника, готовит жестокую месть: в финале ост­рые зубья его бороны распарывают Устинова.

Вокруг этих персонажей группируются остальные действующие лица. К Николаю Устинову тянется боль­шинство членов Лесной Комиссии. Среди них — Петр

Калашников, радетель артельного труда, воплощение высокой нравственности, Иван Иванович Саморуков — смекалистый, работящий, а потому и авторитетный среди лебяжинских мужиков. Интересен образ поручи­ка Смирновского, принимающего близко к сердцу на­родные беды.

Противостоят им Игнашка Игнатов — «совершенно непутевый мужик», непонятным образом прибившийся к Лесной Комиссии, Дерябин, который трудную пробле­му «как жить?» подменяет простым лозунгом «гнать жизнь в переделку», Мишка Горячкин — глумливый демагог.

Николай Устинов — центральный герой романа. В нем сконцентрированы различные грани русского национального характера. Пропетая в романе песнь крестьянину — сеятелю и пахарю — это и гимн в честь главного героя, рожденного землей, вскормленного ею и трагически рано простившегося с нею. Устинов дума­ет не только о дне нынешнем, но прежде всего о буду­щем. Поэтому-то так дороги ему дела Лесной Комис­сии — этому прообразу не просто защитника русского леса, но истинного народовластия.

Николай Устинов — крестьянский мыслитель, фило­соф. Он задумывается над вопросом о «системе ми­роздания», строит свою, устиновскую формулу космого­нии. Однако это не отвлеченные философствования, а рассуждения о справедливом общественном устройст­ве. «Устинов верил, что если можно рассмотреть, в ка­ком порядке устроен весь белый свет, так и жить в этом свете тоже можно по порядку и даже порядочно». Порядок и порядочность, жизнь по совести и совестли­вость — главное в натуре этого человека.

Мудрость Устинова менее всего книжная, вычитан­ная. Отсюда такое обилие в романе фольклорных эле­ментов: сказок, притч, народных легенд. Целая гла­ва — вставная новелла о вещуне Кудеяре. Много странного в речах этого раскольника, но с его прослав­лением крестьянского сословия Устинов согласен: «Мо­жет быть, действительно нужны такие, как он, вещуны? Чтобы напоминали людям о неоплатном их долге перед землею, перед жизнью и богом?.. Их юродивыми зовут, этих людей, их презирают, а в то же самое время по насилию и по приказу в юродивые никто ведь не идет, люди шли на юродство и презрение, на позор и муки добровольно...».

Диалог между Кудеяром и Устиновым насквозь философичен. Они рассуждают о боге, о душе, о бес­смертии, о судьбах мира, о власти истинной и ложной. Где и когда было начало и будет ли конец у человечест­ва, о законах человеческого существования, о добре и зле. Николай Устинов возвышается до постижения глобальных задач века. Его посещают мысли о единст­ве человечества, неповторимости и единстве планеты во Вселенной: «Земля есть одна, и человечество — одно».

В романе «После бури», еще более чем в «Комис­сии», проявился интерес художника не столько к дви­жению и развитию характеров, сколько к драме идей, динамике человеческой мысйи. Философско-этическая концепция, выработанная в предшествующем романе, обретает здесь большую социально-политическую ос­троту и публицистическое звучание. Еще более потесне­на любовная тема. Художественные образы (даже ос­новные — Корнилов, Бондарин, Лазарев) предстают носителями и рупорами авторских идей, воплощая их не столько в объективированном повествовании, сколь­ко в сценах бесчисленных бесед, споров, дискуссий, словесных поединков.

Действие в романе захватывает 20-е годы, период нэпа, географически — сначала глухой заштатный го­род Сибири Аул, а затем краевой центр. Центральный герой — Петр Васильевич Корнилов, бывший приват- доцент Петербургского университета, бывший офицер русской армии, потом белогвардеец. После револю­ции — член артели «Красный веревочник», затем глава буровой артели, ищущей воду, наконец, ответственный сотрудник Крайплана и учитель на селе. Герой меняет имя: становится вместо Петра Васильевича Петром Николаевичем. «Осколки» — первое название романа. Писателя интересует вопрос: как люди теряют имя, как возникают люди-осколки. И в этой связи выступление против упрощенного понимания тезиса о человеке как продукте определенной среды. Отсюда решение пробле­мы «характер и обстоятельства». Если все подчиняется обстоятельствам, ситуации, то личность исчезает. А это сулит лишь механическое существование для человека- приспособленца.

Проблему расщепления человеческой личности С. Залыгин рассматривает в драматическом ключе. Важно, говорит писатель, чтобы вынужденное двойничество (как это показано на примере бывшего приват- доцента Корнилова) не вело к двоедушию. Интерес Залыгина к герою с раздвоенным сознанием обусловлен стремлением познать и раскрыть столкновения, борения двух эпох. И вместе с тем, устранив мотив социального противостояния Корнилова новому общественному ус­тройству, писатель намечает новый тип конфликта, ко­торый развернется лишь десятилетия спустя.

Корнилов, «бывший натурфилософ», полагает, что «человеку нужно приспособиться к природе, а не приро­де к человеку». Он все чаще задумывается о трагиче­ских противоречиях современной цивилизации, о несо­вершенстве и жестокости окружающего мира, о необхо­димости и потребности выработки того типа мышления, который мы нынче называем экологическим. У Корни­лова и другого персонажа романа «После бури», про­фессора Сапожкова, возникает ощущение огромной тревоги, «чувство конца света». «Комиссия» и особенно «После бури» — книги социально-философского плана, в которых ставятся не столько собственно экологиче­ские проблемы, сколько вопросы человеческого бытия.

Если домашнее задание на тему: " Роль фольклорной традиции в творчестве ЗалыгинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.