Революционное народничество 70-х – 80-х годов



В освободительном движении 70-х годов распространились идеи народничества, ставшие господствующими в общественном движении.

Народническая система взглядов, идеология и тактика народничества были тесно связаны с усилением крестьянско­го движения, обострением классовой борьбы, оживлением демократиче­ского движения в России. Бедствия народных масс, их мечты о лучшем будущем нашли горячий отклик среди демократической интеллигенции. Усилились поиски «особых путей» социального переустройства страны. Значительное влияние на подъём общественного движения имели рево­люционные события в Западной Европе. Огромное впечатление на де­мократическую молодежь произвела борьба парижских коммунаров, в рядах которых находились русские революционеры. Вожди междуна­родного пролетариата К. Маркс и Ф. Энгельс поддерживали связи и тесные контакты с выдающимися политическими и культурными деяте­лями России и проявляли глубокий интерес к экономическим и полити­ческим проблемам страны.

70-е годы были новым этапом в развитии революционно-демократического движения по сравнению с 60-мн годами. Возросло число участ­ников народнического движения и его размах. Весной и летом 1874 г. революционная молодежь наряду с пропагандистской работой среди интеллигенции, и рабочих начала хождение в народ. Это движение при­обрело сравнительно большой размах. Народники рассчитывали, что, работая кузнецами, грузчиками, ремесленниками, они смогут быстрее сблизиться с крестьянами. Хождение в народ охватило не только вели­корусские губернии, но и Белоруссию, Украину и другие национальные районы страны. Среди участников движения были талантливые пропа­гандисты. В конце 1875 г. движение было подавлено царским прави­тельством. Около 800 чел. были арестованы, многие осуждены по «про­цессу 193-х» в 1877—1878 гг. Среди осужденных были выдающиеся ре­волюционеры П. И. Войнаральский, С. Ф. Ковалик, И. Н. Мышкин и др.

Провал хождения в народ обнаружил организационную слабость народнического движения, необходимость создания единой централизо­ванной организации революционеров.

В конце 1874 г. начала создаваться «Всероссийская социально-рево­люционная организация» (в литературе часто именуемая «кружком москвичей»), в которую входили С. И. Бардина, П. А. Алексеев, В. Н. Фигнер и др. Но в результате многочисленных арестов она вскоре прекратила свое существование. Члены организации были преданы суду («процесс 50-ти»), Огромное впечатление произвела на суде речь рабочего П. Алексеева, в которой он пророчески заявил, что настанет пора, когда «подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах».

В 1876 г. народники создали тайную организацию под названием «Земля и воля». Активными участниками ее были А. Д. Михайлов, И. Фигнер, Г. В. Плеханов, С. Л. Перовская и др. Это была центра­лизованная организация, поставившая целью объединить все револю­ционно-демократические силы страны. В практической деятельности «Земля и воля» от эпизодической пропаганды перешла к созданию проч­ных и длительных сельских поселений революционеров и систематиче­ской пропаганде среди крестьян. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению они отводили вто­ростепенную, подчиненную роль. Члены организации не усматривали принципиальной разницы между задачами и условиями буржуазно-де­мократической и социалистической революций, не понимая, что борьба за социализм должна быть связана с пролетарским, а не с крестьян­ским движением.

Однако угнетенное крестьянство и на этот раз не откликнулось на призыв народников. Разочарование результатами своей пропагандист­ской деятельности на селе, усиление правительственных репрессий и оживление общественного движения в условиях вызревания вто­рой революционной ситуации в стране — все это вызвало разногла­сия среди землевольцев по вопросам тактики борьбы против прави­тельства. Большинство выступало за переход к политической борьбе с самодержавием, к систематическому применению террора. Выстрел Веры Засулич в градоначальника Петербурга Трепова и убийство В. Кравчинским шефа жандармов Мезенцева породили у народников веру в особую эффективность террористических методов борьбы.

В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли» на две самостоятель­ные организации — «Народная воля» и «Черный передел». «Народная воля» вступила на путь политической борьбы против царизма.

В состав исполнительного комитета «Народной воли» вошли выда­ющиеся революционеры — А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фиг­нер, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич. Органами народовольцев были «Вестник «Народной воли», «Народная воля», «Листок «Народной во­ли». В августе 1879 г. «Народная воля» вынесла смертный приговор Александру II. Народовольцы рассчитывали, что казнь императора вы­зовет всенародную борьбу за социалистическое переустройство общест­ва. После нескольких неудачных попыток покушения 1 марта 1881 г. бомбой, брошенной И. И. Гриневицким, Александр II был смертельно ранен. Исполнитель приговора погиб во время взрыва бомбы.

Террористический акт не принес ожидаемых результатов. Вера кре­стьян в царя была нерушимой. Народовольцы не получили поддержки народных масс. Они не имели влияния среди рабочих, были лишены опоры в массах. Ошибочная тактика политического заговора не могла привести к народной революции.

После убийства Александра II начались аресты, измены, обескро­вившие революционную организацию, и она утратила свои позиции в освободительном движении. Несмотря на это, деятельность народо­вольцев сыграла видную роль в революционном движении. Их заслуга состояла, прежде всего, в том, что они начали прямое наступление, штурм царизма, создали мастерски законспирированную организацию, проявили чудеса героизма во имя интересов народа. «Это действитель­но дельные люди, без мелодраматической позы, простые, деловые, ге­роические», — писал К. Маркс о народовольцах.

В своей деятельности народники исходили из ошибочных взглядов, утверждая, что в России капитализм является случайным, что страна может миновать капиталистическую стадию развития. Народники не видели классовых противоречий между различными группами крестьян­ства, а крестьянскую общину, существование которой якобы было пре­градой на пути развития капитализма, ошибочно считали зародышем социализма. Народники руководствовались ошибочной субъективно- идеалистической теорией об активных «героях» и пассивной «толпе». Эта теория отрицала решающую роль народных масс в истории. Они не видели в рабочем классе силы, способной возглавить борьбу народ­ных масс против помещиков и буржуазии. В. И. Ленин так сформули­ровал три черты в системе воззрений народничества, которые выявили ее научную несостоятельность:

1) Признание капитализма в России упадком, регрессом...

2) Признание самобытности русского экономиче­ского строя вообще и крестьянина с его общиной, артелью и т. п. в ча­стности...

3) Игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-полити­ческих учреждений страны с материальными интересами определенных общественных классов».

Глубокая вера в возможность непосредственного перехода от феода­лизма к социализму, Минуя капитализм, составляла главное содержа­ние теории русского социализма. Основоположниками ее были Л. И. Герцен и И. Г. Чернышевский. Народники 70-х годов развивали утопически- социалистические идеи. Они выдвигали программу революционно-демо­кратического преобразования России, мечтая через сохранение, исполь­зование и преобразование крестьянской общины сразу же перейти к со­циалистическому строю.

Народники отражали в своих взглядах настроения широких масс крестьянства, они боролись с остатками крепостничества, но одновре­менно боялись капитализма, несущего разорение народным массам. Народники не понимали, что развитие капитализма и образование про­мышленного пролетариата способны создать условия для победы социализма,

В революционном народничестве существовали разные направления, которые давали разные ответы на основные вопросы теории и тактики революционной борьбы. Таких направлений было три: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое. Теоретиком бунтарского направления был М. А. Бакунин. Пропагандистское направление в народничестве обосновал П. Л. Лавров. Теоретиком заговорщического направлення был П. И. Ткачев.

С момента зарождения народничества в нем заметны были две тен­денции — революционная и либеральная. Революционное народниче­ство, отстаивая различные методы борьбы с царизмом, признавало ре­волюцию единственным путем освобождения народа. Либеральные на­родники, действующие легально, искали мирных путей перехода к социализму и признавали только культурно-просветительную работу.

Либеральное народничество не играло заметной роли в освободительном движении до 80-х годов. Оно стало господствующим позднее, в 80— 90-х годах.

Практическая деятельность революционных народников способство­вала вовлечению в классовую борьбу рабочих, классовое самосознание которых еще не было достаточно развито. Народники создавали круж­ки, школы для рабочих, выпускали прокламации для забастовщиков, газеты. Революционные народники рассматривали рабочих не как осо­бый класс, а как наиболее активную прослойку угнетенного народа. Их привлекал опыт борьбы западноевропейского пролетариата, они внимательно следили за европейским освободительным движением. Не понимая марксизма, считая, что он не применим к России, народники все же испытали его влияние и были первыми переводчиками и распро­странителями произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

Классовую сущность и место народничества в освободительном дви­жении России в своих произведениях определил В. И. Ленин. Он пока­зал три характерные черты мировоззрения народников, осветил эволю­цию, пережитую народничеством, превратившимся из революционно- демократического в либеральное, подчеркнул значение революционно­го народничества как предшественника русской социал-демократии. Оценивая деятельность народников, В. И. Ленин в 1917 г. в докладе о революции 1905 г. писал: «Они проявили величайшее самопожертво­вание и своим героическим террористическим методом борьбы вызвали удивление всего мира. Несомненно, эти жертвы пали не напрасно, не­сомненно, они способствовали — прямо или косвенно — последую­щему революционному воспитанию русского народа. Но своей непосред­ственной цели, пробуждения народной революции, они не достигли и не могли достигнуть».

Если домашнее задание на тему: " Революционное народничество 70-х – 80-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.