Революционная направленность ранней драматургии М. Кулиша



Итак, реальные жизненные обстоятельства во многом определили революционную направленность ранней дра­матургии М. Кулиша. Но вместе с тем шли отсюда и не­которые отрицательные на него влияния. Дело в том, что с молодых лет М. Кулишу недоставало того окружения, которое идейно закалило бы его, обогатило передовыми идеалами. Напротив, в дни юности довелось писателю обретаться в мещанской среде, поглощенной мелкобур­жуазными интересами. А затем — царская армия, вой­сковая муштра, фронтовые невзгоды, кровавые битвы гражданской войны: будущий писатель не имел ни вре­мени, ни возможности политически окрепнуть так, чтобы выдержать натиск какой бы то ни было реакционной идеологии.

Особенно это проявилось после переезда Н. Кулиша в Харьков, когда он оказался под влиянием Хвильово­го — со всеми присущими тому буржуазно-национали­стическими воззрениями. А еще и введение нэпа, когда даже кое-кто из более закаленных и стойких, чем М. Ку­лиш, не смогли осознать всей глубины и смелости ле­нинской стратегии с введением новой экономической политики. М. Кулишу казалось, что та самая мещанская гидра, столь хорошо ему знакомая, широко расползается по советской земле и стремится захватить, отнять у ре­волюции все исходные ее позиции. Не случайно одна из пьес Н. Кулиша — комедия «Так погиб Гуска» — пона­чалу называлась «Нэповское море». Переоценка мещан­ской опасности и породила в творчестве Н. Кулиша идей­ные колебания, упадочнические настроения.

Мелкобуржуазная стихия, являвшаяся питательной средой для всяческих антипартийных группировок, за­хлестнула и горячего по натуре М. Кулиша. Напрасно в статье «Критика или прокурорский допрос?» насмехался он над теми из своих оппонентов, кто указывал ему на это обстоятель­ство. Можно быть субъективно честным, а объективно стать в своем творчестве проводником болезненных, а то и прямо вредных настроений. Подобные ошибки и допу­скал автор пьесы «Народный Малахий» и ряда других, где советская действительность находила ложное осве­щение именно потому, что писатель руководствовался неверными, мелкобуржуазными представлениями о даль­нейшем развитии революции, о практическом решении назревших социально-политических проблем, и особенно национального вопроса. То, что М. Кулиш обращался к сатирическим, комедийным средствам в реализации своих творческих замыслов — а это приводило к еще большему заострению изображаемых им явлений, — никак не оправдывало драматурга, не спасало дела. Основ­ная беда была в том, что художник исходил из неверных позиций, смотрел на окружающий мир сквозь черные очки, делал обобщающие выводы на основе беспочвен­ных предположений.

Если серьезно задуматься над тем, что даже в лучших своих приподнято-революционных произведениях («97», «Коммуна в степях») М. Кулиш вначале всегда обра­щался к пессимистическим финалам, невольно вспоми­нается вот эта самая непоследовательность драматурга, которая лишала его ощущения исторической перспек­тивы, ослепляла и уводила на окольные политические дороги, не позволяла ясно видеть основные, ведущие тен­денции исторического развития. А Николай Кулиш был художником яркого гражданственного темперамента и считал необходимым непосредственно вмешиваться в ход общественных процессов, — это заметно уже с первых творческих шагов писателя и характеризует всю его ли­тературную деятельность.

Оперативно откликаться на новые явления жизни было творческим принципом неспокойного мастера, пря­мое отражение это нашло в тематике его пьес. Драма­тургия Н. Кулиша целиком и полностью посвящена актуальным проблемам современности. К огромному сожалению, писатель подчас решал их неверно, оши­бочно, с ложных идейных позиций. Но факт остается фактом: каждая новая пьеса Н. Кулиша несла в себе отголосок тех или иных злободневных событий. По горя­чим следам истории была написана трагедия «97». В ти­пических образах воссоздавала она перипетии классовой борьбы в украинском селе первых лет революции. Вто­рая пьеса Н. Кулиша — «Коммуна в степях» — повест­вует о дальнейших переменах на селе: о развитии кол­лективных форм хозяйствования, об организации сель­скохозяйственной коммуны, о новых методах подрывной деятельности кулачества. Третья пьеса этого же цикла — «Прощай, село» или «Возвращение Марка» — рисует события периода коллективизации. Комедия «Так погиб Гуска» ядовито высмеивает остатки дореволюционных обывателей, которые, надеясь на реставрацию старых буржуазных порядков, пытались временно приспособить­ся к советским условиям. Нэповские контрасты, что так болезненно ранили писателя, затронуты в комедии «Хулий Хурина». О чистке партии речь идет в пьесе «Зона», позднее переработанной и названной «Тупик». Проблемы украинизации нашли свою трактовку (правда, весьма одностороннюю) в пьесе «Мина Мазайло». Строитель­ство национальной культуры, что так бурно развивалось в республике, показано, — но, к сожалению, подчас не­верно — в комедии «Народный Малахий». Драма «Веч­ный бунт» («Деталь») касается партийной оппозиции двадцатых годов и т. д. Даже единственная пьеса драма­турга на темы зарубежной жизни «Маклена Граса» и та основана на острых злободневных фактах, взятых из тог­дашней капиталистической действительности.

Таким образом, все произведения, которые вышли из-под пера Н. Кулиша (в том числе и «Патетическая со­ната», где изображены события периода гражданской войны на Украине), имеют в основе актуальные для сво­его времени проблемы. И я твердо убежден, что вопреки всем своим ошибкам и отклонениям драматург искренне хотел разобраться в сложных политических обстоятель­ствах.

Недостаточная идейная закалка, дружба с людьми, какие в принципиальных вопросах социалистического строительства, а особенно в национальном вопросе, от­стаивали неверные, ошибочные воззрения, привели к тому, что М. Кулиш допустил в своем творчестве серь­езные идейные срывы, заболел опасной болезнью скеп­тицизма, неверия, капитулянтства. Не без оснований отметил И. Микнтенко в своем докладе на пленуме Совета Всеукраинского Союза пролетарских писателей (ВУСПП) 21 марта 1930 года: «...«97» явились Кулишу тогда, когда драматург был с нами, в одесском «Гарте», а «Народный Малахий» и «Мина Мазайло» — тогда, когда он порвал с «Гартом» и перешел к другой компа­нии».

Если домашнее задание на тему: " Революционная направленность ранней драматургии М. КулишаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.