Развитие поэзии 60-70-х годов



При многообразии стилевых течений современная со­ветская поэзия объединяется проникновенной лирично­стью и глубиной философских обобщений.

Один из последних сборников Л. Мартынова — «Новая книга» (1965). Стихи этого сборника отражают сложность пути современного человека. Человек, в осмыслении Мар­тынова, обладает богатством духовного мира, цельностью, интеллектуальностью. Новый аспект философских разду­мий поэта связан с полетом в космос. Для него это целая эпоха, которая несет человечеству невиданные открытия («Начало эры»)'.

В современной поэзии одна из главных тем — тема Родины, ее революционной истории и современности раскрывается в книгах А. Прокофьева, А. Твардовского, В. Федорова, С. Орлова, М. Дудина. С. Орлов слагает гимн бессмертным ленинским идеям. Так, в стихотворении «Ле­нинские места» (1962) он пишет:

Глядят, молчат, уходят люди, Как будто что-то унося. И в час, когда им трудно будет, Когда уже стоять нельзя, К ним, старым, молодым и юным, Придет, как солнце, может быть: Вот лес, полянка, дом, трибуна — Стоять, сражаться, победить!

Революция для Орлова — явление развивающееся. Ее жизнеспособность связана с народом, а волю народа на­правляет Ленин:

Революция, мы — твой праздник, Твой высокий, твой горний свет. Сколько нас, сосчитаешь разве, Есть и было в просторах лет! И недаром, как в озаренье, Даль годов прищуром разя, Смотрит, вглядывается Ленин В наши лица, в наши глаза.

Образ Ленина в поэзии С. Орлова поднимается до символа правды и 'справедливости. Поэт подчеркивает связь Ленина с народными массами:

Не понять Россию без Ленина, Сложность всю и всю простоту. Ленин был настоящим русским, Он был всюду собой самим... Он со всеми был только Ленин, Просто обыкновенный гений.

Поэт отмечает крепкую дружбу народов республик Советов (стихотворение «Молдавия», 1965): «Высокой дружбы ясная отрада нам в очи смотрит горячо». Именно в дружбе народов поэт видит свет ленинских идей.

В поэме «Зерна», следуя традициям В. Маяковского, Михаил Александрович Дудин (род. в 1916 г.) пишет о человечности Ленина:

И не надо из Ленина Делать всевышнего бога. Он земной, человеческой Волей и правдой велик.

М. Дудин подчеркивает силу ленинских идей, традиции революции и единство братских народов, идущих по ленин­скому пути.

Обращение к этим темам вызвано стремлением глубже понять Ленина — человека и вождя, выявить истоки рево­люционных идей.

Говоря о многогранности проблематики современной поэзии, следует выделить углубление патриотического и интернационального пафоса у Н. Тихонова, В. Солоухина, Е. Евтушенко. Примечательно, что в раскрытии этой проб­лематики реалистические и романтические стилевые тече­ния переплетаются.

Особое место в современной поэзии заняли сборники Н. Тихонова «Полдень в пути» (1972), «Дорогой дружбы» (1978). В этих книгах ведущее место принадлежит теме патриотизма и интернационализма. Поэт часто обраща­ется к истории, чтобы найти истоки лучших традиций, их связь с современностью («Дом», «Есть полянка на Москве-реке...», «Летописец», «Варяг» и др.).

В «Стихах о великой дружбе» звучит гордость за свой народ:

  • Эта дружба народы спаяла,
  • Их в великом единстве собрав,
  • Как в печах чудотворных Урала,
  • Превратившись в неведомый сплав...
  • Каждый сердцем тебе отзовется
  • На удачу иль горе твое,—
  • Это ленинской дружбой зовется,
  • Ничего нет сильнее ее!

Поэт совершает своеобразное путешествие по Стране Советов, по ее республикам. Героическое прошлое и настоящее переплетается в произведениях Тихонова. Он посвя­щает стихотворения поэтам Украины — Максиму Рыльскому, Ивану Франко, особенно чтит великого Кобзаря — Шевченко, мечтавшего о великой дружбе народов:

  • Народы звал в семью одну —
  • Они пришли в твой дом сияющий,
  • В твою зеленую страну!

Вспоминая годы Великой Отечественной войны, поэт пишет о великих жертвах и героических победах народа Белоруссии (стихотворение «Хатынь»):

  • И мы блуждаем в тишине хатынской,
  • И не забыть нам больше ничего...
  • И все несет, несет кузнец
  • Каминский Адама тело — сына своего!

Поэт пишет о героях, погибших в сражениях. Все народы дружно встали на защиту Родины от фашистов. И когда над обугленным рейхстагом пылал победный стяг, рядом стояли Мелитон Кангария и Михаил Егоров. «Прой­дут еще несчетно годы, но вечно будут помнить их — как делегатов двух народов от всех народов мировых!»

Обращаясь к сегодняшним дням, поэт воспевает взаи­мопомощь народов в труде, в борьбе за великие свершения времени. Он верит, что советский народ навеки сохранит дружбу между народами.

У Владимира Солоухина тема России раскрывается на широком эпическом материале. Любовь к России «изна­чальной», с ее памятниками и «давней стариной», лириче­ские раздумья над ее историей характерны для его поэзии. Ему дорог «даже след копыт», «даже тень дорожная ми­ла». Тема Родины у Солоухина получает философско-символическую окраску:

Россия! Ведь это не то, что Ямщик — захудалая почта. Россия! Ведь это не просто Плакучая ива у моста.

Россия в стихотворениях Солоухина — это родина ве­личайших мировых открытий, передовая держава в мире, страна, освободившая народы от фашизма, страна много­национальная, где народы и народности живут в дружбе, единстве, равенстве, объединенные социалистическими идеями.

В стихотворениях Солоухина нередко переплетаются два плана: реалистический, связанный с Землей, и ро­мантический — с мечтой о космосе: «Космос как море, но берег — Земля, равнины ее и откосы». Земное приобретает более прочное обоснование: «Но люди привыкли жить на Земле, и эта привычка прекрасна».

Для поэта Земля получает конкретное воплощение в об­разе «родной земли», родной страны, самой близкой и же­ланной. Он верит, что справедливость должна восторже­ствовать на всей планете. Солоухин во всем своем творче­стве и высказываниях ратует за соединение национального и интернационального.

Тема патриотизма и интернационализма характерна и для творчества Евгения Александровича Евтушенко (род. в 1933 г.). Для него нет безразличных событий и су­деб. Он чувствует себя причастным «к стольким людям сразу всех времен и стран»:

  • Не могут быть судьбы людские отдельными, личными.
  • Не могут борьба и страдания быть «заграничными».
  • Мир будет спасен красотой.
  • Достоевский пророчил нам это.
  • А неравнодушье и есть красота человека...

Зарубежные циклы у Евтушенко отличаются нарастаю­щим публицистическим пафосом. В стихотворении «Па­ноптикум в Гамбурге» (1963) поэт бичует не восковые фигуры, а живых врагов — диктаторов и канцлеров, гене­ралов и дельцов: «Пора в конце концов избавиться от хлама — в паноптикум лжецов, жрецов из храма срама». Его поэзия служит делу мира и укрепления дружбы между народами.

В поэзии В. Шефнера звучат мотивы философских размышлений о жизни и смерти, о нравственности своего современника.

Поэт отчетливо понимает, как быстротечна человече­ская жизнь, как все уходят из нее. Он мечтает о том, чтобы вернуться снова на землю «хоть на час, хоть на десять минут». Но на земле уже другое время, другие люди. И пришельцев из прошлого не встречают «ни цветами, ни градом камней», и никто не знает, что когда-то они были счастливы на земле.

Поэт утверждает непреодолимую силу памяти, которая всегда живет в сердце человека, пока он сам живет на земле:

Есть в городе памяти много мостов, В нем сорок вокзалов и семь пристаней, Но кладбищ в нем нет, крематориев нет,— Никто в нем не умер, пока я живу.

Поэзия Шефнера оптимистична. Она полна веры в мо­гущество человеческого разума и в светлое будущее чело­вечества.

Большой интерес вызвала поэзия Николая Михайлови­ча Рубцова (1936 — 1971). Жизнь не баловала будущего поэта. На фронте Великой Отечественной войны погиб отец, вскоре умерла мать. Мальчик был отдан в детский дом. Но трагические испытания в самом начале жизни не погасили поэтической страсти. Много трудностей при­шлось выдержать Рубцову, прежде чем мечта о поэзии, о творчестве стала осуществляться. Он был рабочим, служил во флоте, экстерном сдал экзамены за десятилетку, поступил в Литературный институт.

Его мало привлекали аудиторные занятия, он много читает, ездит по стране, часто посещает родные места и много пишет, понимая, что самое главное в поэзии — это искренность и раскрытие души.

Первая книга стихов Рубцова «Лирика» вышла в 1965 году в Архангельске. Его творческий путь продолжал­ся недолго. Но за это время он стал признанным поэтом, основоположником современной «тихой лирики».

Значительную часть жизни Н. Рубцов провел в деревне. Он понимает природу не как нечто изолированное от лю­дей — природа в его стихах всегда очеловечена, помогает раскрыть сложный духовный мир современника, его чув­ства и переживания.

Так, в одном из своих ранних стихотворений Рубцов слагает гимн о пробуждающейся природе:

  • Когда заря, светясь по сосняку,
  • Горит, горит, и лес уже не дремлет,
  • И тени сосен падают в реку,
  • И свет бежит на улицы деревни,
  • Когда, смеясь, на дворике глухом
  • Встречают солнце взрослые и дети,—
  • Воспрянув духом, выбегу на холм
  • И все увижу в самом лучшем свете.

Поэта привлекают стихийные явления природы — гро­за, которая все потрясает, когда и «небо провалилось», и сильный ветер качает сады и когда, «кромсая мраки», «на землю молнии слетали». И тем радостнее приветствует поэт утро, наступившее после тревожной грозовой ночи, которое воспринимается как светлая весть: «Вспыхнул светящийся солнечный веер, дышат нектаром цветы» («После грозы»); в его стихах звучат гимны весне и осени, лету и зиме. Он пишет и о разлившейся весной бурной реке Бие, когда «все купается, тонет, смеется, пробираясь к воде и в грязи». Ему приятна и летняя жара, которая не может сломить людей, и несмотря на жару, они и «строят», и «корежат», «повсюду их лихая власть».

То щемяще грустная, то веселая и радостная, то пронзительно глубокая, наводящая на философские обоб­щения любовь к родной природе является у Рубцова отражением всеобъемлющей любви к родной русской зем­ле — к Родине.

Особое место занимают в поэзии Н. Рубцова стихи о детстве, о родных краях. В стихотворении «Родная де­ревня» (1964) поэт пишет:

  • Хотя проклинает проезжий
  • Дороги моих побережий,
  • Люблю я деревню Николу,
  • Где кончил начальную школу!

И, несмотря на то, что мальчишки и девчонки, подра­стая, стремясь в шумные города, пренебрежительно счи­тают свою родную деревню «провинцией», повзрослев в столице, посмотрев на жизнь за границей, они всегда будут помнить родную Николу.

Когда обращаешься к стихам Н. Рубцова, вспомина­ются слова С. Есенина, писавшего свои автобиографии очень кратко: «...все остальные сведения найдете в моих стихах». Эти слова с полным основанием можно отнести и к Николаю Рубцову. Из его стихов можно узнать, какой трудной, полной испытаний была его жизнь, начиная с дет­ских лет. Вспоминая свое детство, поэт сообщает:

  • Мать умерла,
  • Я смутно помню
  • Отец ушел на фронт.
  • Утро похорон
  • Соседка злая
  • И за окошком
  • Не дает проходу.
  • Скудную природу.

Но Родина в суровые годы войны позаботилась о судьбе мальчика. Его взяли в детдом, где он учился и рос, не чувствуя своего сиротства:

  • До слез теперь Для нас звучало
  • Любимые места! Как-то незнакомо,
  • И там, в глуши, Нас оскорбляло
  • Под крышею детдома Слово «сирота».

Поэта в детстве, как и многих его сверстников, влекли романтические мечты о чужих далях, волновала морская стихия, и он «бросил дом безрассудно и в моряцкой конто­ре все просился на судно...» Море еще более укрепило любовь к Родине, к родным северным краям, где прошло его детство:

  • Но моя родимая землица
  • Надо мной удерживает власть,
  • Память возвращается, как птица,
  • В то гнездо, в котором родилась.
  • И вокруг любви непобедимой
  • К селам, к соснам, к ягодам Руси
  • Жизнь моя вращается незримо,
  • Как земля вокруг своей оси!

Николай Рубцов много исходил троп и дорог родного края, хорошо знал северные деревни. Его привлекали и вологодские лесные дали, и родные места В. Шукшина — алтайские деревни, реки Бия и Катунь. Все это он воспри­нимал как единое целое, как родную Русь, которую он назвал «тихой своей родиной». Началом «тихой лирики» является его «Тихая моя родина...» — стихотворение, по­священное Василию Белову, замечательному прозаику, близкому поэту по духу. В нем поэт запечатлел историю своего детства, и те изменения, которые произошли в окру­ге, и тревожное бурное время, быстро промчавшееся над родным краем.

Искренняя, сердечная, глубокая любовь к матери-России, нерасторжимая духовная связь с ней роднит Н. Рубцо­ва с А. Блоком, С. Есениным, В. Маяковским. Сердечную «смертную связь» с Родиной он передает поэтическими фразами, которые живут в сердце, в самых глубинах души:

  • Привет, Россия,— родина моя!
  • Как под твоей мне радостно листвою!
  • Привет, Россия,— родина моя!
  • Сильнее бурь, сильнее всякой воли
  • Любовь к твоим овинам у жнивья,
  • Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

Любовь к России для Рубцова означает и его любовь к ее литературе и искусству. Он преклоняется перед клас­сиками русской поэзии: Пушкиным, Лермонтовым, Тютче­вым, находит краткие, но выразительные слова о значении Пушкина для России:

  • Словно зеркало русской стихии,
  • Отстояв назначенье свое,
  • Отразил он всю душу России!
  • И погиб, отражая ее...

О Пушкине, 1964

Поэзия для Н. Рубцова — это сила, которая гонит из дома, заставляя слушать вьюгу, путешествовать, ловить ритмы жизни, но это и своеобразная стихия, какая часто не подвластна сознанию: «...поэзия, она звенит — ее не оста­новишь! А замолчит — напрасно стонешь! Она незрима и вольна».

Если домашнее задание на тему: " Развитие поэзии 60-70-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.