Развитие литературы в 30 – 50-е годы XVIII века



Очень большой шаг вперед делает в 30 – 50-е годы художественная литература. Она активно и страстно включается в общественно-политическую борьбу, в строительство отечественной культуры, внося в это, в соответствии с классовой идеологией писателей, различное классовое содержание. Это существенно изменяет самый харак­тер литературы. Литература предыдущего периода еще была по большей части анонимной.

С осознанием литературы как влиятельной общественной силы связано появление первых русских писателей XVIII в.; именно это осознание и воодушевляет деятельность крупнейших из них. Произведения художественной литературы теперь уже не только распространяются в списках, но чаще всего и печатаются. Проч­ное завоевание в это время художественной литературой типо­графского станка наглядно свидетельствует о все возрастающем ее значении в жизни общества и вместе с тем является мощным стимулом для ее дальнейшего развития. В то же время художе­ственная литература еще только начинает приобретать себе право на признание. Круг читателей и ценителей ее пока еще очень невелик, сводясь в основном к представителям высшей дворян­ской знати, таким, как И. И. Шувалов, которые и сами, в порядке дилетантизма, занимаются литературой, да к очень еще тонкому слою разночинной интеллигенции, складывавшейся вокруг Акаде­мии наук и Московского университета. Сами писатели еще склонны смотреть на свои занятия художественной литературой, как на нечто дополнительное к их государственной службе (Кан­темир) или научной работе (Ломоносов), как на что-то, чем можно заниматься лишь в свободное от других, более важных обязанностей время. «С досугу стишки пишу»,— заявляет в од­ной из своих сатир Кантемир. Попытка Сумарокова стать про­фессиональным литератором, добиться признания литературы как важной и значительной общественной деятельности заканчивается драматически. Печатать свои произведения писателю еще негде; журналы начинают появляться у нас только к самому концу дан­ного периода. Не существует еще ни книгоиздателей, ни литера­турного гонорара, ни понятия о литературной собственности; даже труды переводчиков вознаграждаются лишь некоторым ко­личеством экземпляров переведенных ими книг. Чтобы иметь воз­можность напечатать некоторые свои оригинальные произведе­ния, Тредиаковский вынужден прибегать к хитрости, давая их в качестве приложения к делавшимся им переводам. Заменой (конечно, очень своеобразной и чрезвычайно относительной) ли­тературного заработка является в это время покровительство угодившему писателю со стороны двора и сановных любителей литературы — «меценатов». Выражается ли это покровительство в денежных и ценных подарках (золотые перстни, табакерки) или в поощрениях по службе, оно неизбежно ставит писателя в зависимое положение от своих «милостивцев». Однако, несмо­тря на малоблагоприятные условия, в которых находился труд писателей, процесс развития литературы продолжается со все нарастающей силой.

Если для литературы первых двух-трех десятилетий XVIII века были характерны взаимопроникновение и сочетание «старины» и «новизны», если новое содержание чаще всего облекалось в ней в старые формы, теперь «новизна» решительно одерживает верх. Вырабатываются новые формы языка и стиха, соответствующие новому содержанию. Складывается литературно-художествен­ное направление, отвечающее той новой ступени в развитии общественных отношений и общественного, сознания, на кото­рую стала страна в результате преобразований начала века. Это литературно-художественное направление носит название русского классицизма.

Если домашнее задание на тему: " Развитие литературы в 30 – 50-е годы XVIII векаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.