Развитие лирической прозы 50—60-х годов



Продолжая традиции русской классической литературы, а также мастеров этого жанра 30-х годов М. Пришвина и К. Паустовского, отрази­ла и историко-революционное прошлое страны, и события Великой Отечественной войны («Дневные звезды» О. Берггольц), и жизнь деревни в разные исторические периоды (В. Солоухин «Владимирские проселки», «Капля росы»), и разные периоды жизни и деятельности Ильича (М. ІПагинян «Семья Ульяновых», М. Прилежаева «Уди­вительный год», «Три недели покоя»). Центральным персо­нажем лирической прозы является автор-повествователь. В произведениях много лирических отступлений, философ­ских раздумий.

Одним из лучших образцов лирической прозы 50—60-х годов были повести Владимира Алексеевича Солоухина (род. в 1924 г.) «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (I960). Автор-повествователь путешествует по род­ным владимирским краям и осмысляет историю края.

В повести много размышлений о природе, о жизни людей, о тех изменениях, какие произошли после Октября.

Описывая жизнь родной деревни Олепино и ее жителей на протяжении послеоктябрьских десятилетий, автор в ней, как в капле росы, видит жизнь всей страны и народа, по­строившего социалистическое общество и одержавшего победу в годы войны.

Ольга Берггольц назвала свою повесть «Дневные звезды» (1958—1959) «главной книгой». Поэтесса, разде­лившая судьбу жителей родного Ленинграда в суровые годы блокады, автор многих стихотворений, ставших голо­сом блокадного города, рассказывает в повести о своей жизни начиная с детских лет, не отделяя ее от судеб наро­да и исторических событий.

В повести «Дневные звезды» Владимир Ильич Ле­нин — организатор всех народных свершений. Великие идеи Ленина помогли народу и в годы предвоенных строек, и в годы Великой Отечественной войны, когда решались судьбы государства. Большое место в повести занимает описание блокадного Ленинграда и его жителей, которые, не согнувшись перед врагом, ценою своей жизни отстаива­ли завоевания революции, завоевания Ленина.

Автор с документальной точностью изображает быт Ленинграда, когда голод косил тысячи ленинградцев, ког­да люди мобилизовали все свои физические и духовные силы и отстояли колыбель революции — город Ленина.

В повестях Марии Павловны Прилежаевой (род. в 1903 г.) «Удивительный год» (1966) и «Три недели покоя» (1967) изображается год ссылки Ленина в Шушенское и три недели отдыха, когда Ленин и Крупская получили на это разрешение властей.

М. Прилежаева показывает горячее участие Ленина в людских судьбах, его твердость и убежденность, его активную деятельность по организации революционного движения.

В прозе 50—60-х годов видны общие закономерности развития и высокое мастерство художников, начавших свой творческий путь в эти годы, таких, как В. Шукшин, Ю. Бондарев, В. Астафьев, В. Белов, С. Антонов, В. Тен­дряков, М. Алексеев и многие другие.

Если домашнее задание на тему: " Развитие лирической прозы 50—60-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.