Развитие культуры в 14-16 вв.



Одновременно с возрастанием политического и экономического значения Москва становится важнейшим центром общерусской нацио­нальной культуры. Тут создаются оригинальные по содержанию и фор­ме публицистические и художественные произведения. Выдающиеся со­бытия прошлого — Ледовое побоище, Куликовская битва и другие — получили патриотическое освещение в исторических сказаниях. Появ­ляются новые летописи, хронографы. Русские летописцы возрождают древнюю летописную идею о единстве русских земель и объединяют все местные летописи в единые общерусские своды.

Общий подъем культуры нашел яркое проявление в изобразитель­ном искусстве. В конце XIV и начале XV в. основоположником нового направления в русской живописи стал выдающийся московский худож­ник Андрей Рублев, творчество которого является одной из вершин русской и мировой культуры. Биографические сведения о нем очень бедны. Его имя связано с росписью церквей и монастырей, с писанием икон. Лучшей из сохранившихся его работ является икона «Троица». Искусство Андрея Рублева имело огромное влияние на дальнейшее развитие живописи в России. Выдающимися мастерами-живописцами конца XV и начала XVI века были последователи Андрея Рублева Диони­сий и его сыновья, расписавшие много церквей в Москве и в других городах страны…

Существенно изменяется внешний вид Москвы. Началось невидан­ное до этого, но своему размаху строительство.

К грандиозным работам по строительству были привлечены лучшие мастера-архитекторы из Пскова, Ростова, Твери, Москвы. Приглашены были также иностранные архитекторы: Фиораванти, Алевиз, Руффо. Усилия архитекторов были направлены на создание новых дворцов, соборов и оборонительных сооружений.

На месте небольших старых храмов в Кремле сооружаются мону­ментальные соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский. Был построен великокняжеский дворец с большим залом для торжествен­ных приемов — Грановитой палатой. Соответственно требованиям на­иболее совершенной фортификационной техники вокруг Кремля из крас­ного кирпича возводятся новые огромные зубчатые стены и башни, сохранившиеся до наших дней. Кремль стал одной из самых мощных крепостей в Европе, неприступной для вражеских нападений.

Большого совершенства достигает русское зодчество в XVI в. Об успехах архитектурного искусства свидетельствуют такие сооружения, как церковь Вознесения в царском селе Коломенском и храм Василия Блаокенного в Москве, построенный русскими мастерами в память взя­тия Казани. С этого времени начинает распространяться строительство шатровых храмов, форму которых создали народные умельцы.

Значительные успехи были достигнуты в литейном деле. Русские мастера отливали не только колокола, но и пушки. Такие пушки были применены, например, при обороне Москвы в 1382 г. В Москве в 1488 г. построен пушечный завод — один из самых больших арсеналов того времени. Умелые пушечных дел мастера трудились и в других городах Российского государства. Новшеством было изготовление больших пу­шек. Уже в XV в. русская артиллерия ни в чем не уступала западноев­ропейской. Известный русский мастер Андрей Чохов отлил в 1586 г. «царь-пушку», которая находится и до сих пор в Кремле. Поражают ее размеры и вес: длина ствола свыше 5 м, вес — 40 т. Таких пушек еще не умели отливать за границей.

В XVI в. зарождается русское книгопечатание. В 1553 г. была основана первая типография в Москве. В апреле 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу «Апостол». Через год вышла еще одна книга — «Часовник». Но вскоре русским первопечатникам Ивану Фе­дорову и его помощнику Петру Мстиславцу пришлось покинуть Моск­ву. В 1574 г. Иван Федоров напечатал во Львове новое издание «Апо­стола». Это была первая печатная книга на Украине. Некоторое время русский первопечатник работал и в Белоруссии.

Зачинателем книгопечатания в Белоруссии был великий белорусский просветитель Франциск Скорина. В 1517—1520 гг. он жил в Праге, где издал переведенные им на славянский язык «Библию» и «Псалтырь». Издательская деятельность его продолжалась в Вильнюсе, где он ос­новал первую на территории нашей страны типографию. Тут он издал «Апостол», «Малую подорожную книжицу», «Псалтырь» и другие кни­ги, которые читали не только в Белоруссии, но и на Украине, в Литве, России, на Балканах. Деятельность белорусского первопечатника и просветителя сыграла большую роль в развитии литературного языка и письменности белорусского народа, во взаимном обогащении бело­русской, украинской и русской культур.

Оформляется в XVI в. кодекс житейских правил, которые собраны в книге «Домострой».

Социальная действительность XIV—XVI вв., классовая борьба угне­тенных масс против феодалов нашли отображение в устном народном творчестве — сказках, былинах, песнях, пословицах.

В поэтичных сказаниях воспевалось героическое прошлое русского народа. После Куликовской битвы было создано поэтическое произве­дение «Задонщина», прославляющее подвиг русских воинов в борьбе против татар. Сказания и исторические песни XVI века рассказывают о взятии Казани, героической обороне Пскова во время Ливонской войны, об опричнине, походе казаков под руководством Ермада Тимо­феевича в Сибирь. В народных песнях об Иване Грозном отмечалось положительное в его деятельности, приведшей к укреплению центра­лизованного государства, и осуждались жестокость и безосновательные казни.

Если домашнее задание на тему: " Развитие культуры в 14-16 вв.Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.