Развитие культуры России в 17 веке



Семнадцатый век в развитии нашей страны ознаменовался крупными сдвигами в области экономики, общественной, политической жиз­ни. Начался процесс формирования русской нации. Этот период отме­чен также и новыми явлениями в развитии культуры. В стране за­метно увеличивается круг образованных людей, возрастает число учеб­ных заведений, распространяется грамотность, развиваются наука, ли­тература и искусство.

Потребность в распространении просвещения повлекла за собой создание правительственных и частных школ. Школы открывались при некоторых церквях и больших монастырях, где ученики приобретали систематические знания по широкой программе. В 1687 г. в Москве открылась первая высшая школа — Славяно-греко-латинская академия, в которой прошли курс обучения многие выдающиеся деятели науки и культуры России. В ней учились ученый-энциклопедист М. В. Ломо­носов, поэт и ученый В. К. Тредиаковский, поэт-сатирик и дипломат А. Д. Кантемир и др. Большую роль в распространении просвещения в России сыграла Киево-Могилянская академия.

Развитие просвещения вызвало спрос на книги, учебники и буквари. Значительно активизируется деятельность типографий в Москве, Киеве и других городах. Среди учебных пособий того времени — буквари, грамматика М. Смотрицкого, учебное пособие по истории России «Си­нопсис», таблица умножения, учебники арифметики и др. Спрос на книги был настолько велик, что их часто переписывали от руки.

Просвещение распространялось преимущественно среди феодалов, духовенства и верхушки торгово-промышленного населения. Широкие народные массы города и села не имели возможности приобщиться к науке и просвещению. Православная церковь преследовала предста­вителей прогрессивной мысли, тормозила распространение научных знаний.

Несмотря на преграды, научная мысль прокладывала себе путь. В середине XVII века в России появляется первое изложение взглядов Н. Коперника. Наибольшее внимание уделялось практическим пособи­ям в области математики, физики, химии, ботаники. В этих книгах обобщался накопленный практический опыт поиска полезных ископае­мых, бурения глубоких скважин, сооружения военных укреплений, вы­плавки железа. Ценные наблюдения в области ботаники содержатся в так называемых травниках — своеобразных пособиях по лечению людей травами.

На протяжении XVII в. русские мореплаватели и землепроходцы сде­лали важные географические открытия. В описаниях этих открытий рассказывалось о заселении новых земель, хозяйстве, природных бо­гатствах. К описаниям прилагались географические карты. На осно­вании таких произведений впоследствии была составлена общая карта Российского государства.

Начинается серьезное изучение и использование достижений запад­ноевропейской культуры. В Россию приглашаются на работу иностран­ные знатоки военного дела, врачи и другие специалисты. В Москве воз­никает специальное поселение иностранцев разных национальностей и профессий, называвшееся Немецкой слободой.

В 1672 г. возник первый придворный театр. Труппа театра была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы. В театр допу­скались только члены царской семьи и их приближенные. После смерти царя Алексея Михайловича театр был закрыт из-за отрицательного отношения к нему церкви.

В художественной литературе XVII в. появляется все больше про­изведений, в которых авторы выступают против господствующего фео­дального мировоззрения. Популярными становятся повести, разобла­чающие самодуров-бояр, деспотов-дворян, взяточников-чиновников, пьяниц-попов. Выдающимся произведением этого времени является «Азбука о голом и небогатом человеке», в котором описана тяжкая нужда и мытарства бедняка. Доведенный до отчаяния богачами бедняк не видит иного выхода, кроме смерти. В произведениях «О Ерше Ер­шовиче», «Повесть о Шемякиной суде» высмеивался несправедливый суд и продажность судей, решающих дела в пользу того, кто дал взятку.

Рождались и распространялись другие формы произведений, выхо­дящие из народных масс и отражающие их стремления и настроения. Такой формой было народное поэтическое творчество, в первую очередь народные песни, думы, сказки, поговорки, поэмы и т. д. В песнях-думах народ проставлял Степана Разина, Ивана Болотникова, которые вели борьбу против гнета помещиков и богачей.

Среди шедевров архитектуры того времени следует назвать извест­ный деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Современники называли его «восьмым чудом света». Из де­рева мастерски сооружали церкви с шатровыми колокольнями. Этот стиль был распространен и в каменных строениях. Среди них наиболее известными являются ярославские церкви Иоанна Предтечи, Ильи Про­рока, Иоанна Златоуста, воплотившие опыт народной деревянной архи­тектуры.

В XVII в. создаются крупные ансамбли каменного зодчества. К ним принадлежат ансамбли ростовского Кремля, московских и подмосков­ных монастырей. Перестраивался московский Кремль. Возведена была Спасская башня, сохранившаяся до наших дней. Новые архитектурные сооружения придавали городу торжественный вид.

В живописи появляется тенденция к реализму. Особенно это замет­но в творчестве талантливого художника Симона Ушакова, впервые в истории России поставившего задачу в точности воспроизвести в жи­вописи действительный мир, при писании портретов добиваться сходст­ва с оригиналом. Против нового направления в живописи выступили высшие церковные власти.

На протяжении XVII века в развитии культуры были достигнуты зна­чительные успехи. Развивались естественные науки, были созданы шко­лы и открыто первое высшее учебное заведение. В деревянном и камен­ном зодчестве ярко проявились светские, народные элементы, в лите­ратуре, живописи усиливались реалистические тенденции, все шире изучались и использовались достижения западноевропейской культу­ры. Перемены в культурной жизни страны отражали глубокий внут­ренний процесс в общественной жизни страны — складывающуюся об­щность русской нации.

Если домашнее задание на тему: " Развитие культуры России в 17 векеШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.