Раскрытие важных тем в драматургии



Тема самоотверженного творческого труда — в центре внимания советских драматургов.

Характерные черты жизни, рождение нового в труде рисует Н. Погодин в пьесах «Темп» (1929), «Поэма о топоре» (1930), «Мой друг» (1933). Эти пьесы отражают чувство солидарности, коллективизма людей, занятых общим и кровным делом — строительством социализма.
И герои «Темпа» — крестьяне-костромичи на стройке тракторного завода, и персонажи «Поэмы о топоре» — рабочий Степан, мастер Евдоким, инженер Кваша, токарь Анка, двинувшие «все производство... на десять лет вперед», и главный герой пьесы «Мой друг» Григорий Гай, начальник стройки,— все они люди, для которых жизнь — это борьба, созидание, творчество.

Для пьес 30-х годов характерна поэтизация массового повседневного труда людей.

Романтику «обыкновенной» жизни народа, героизм будней раскрывает А. Афиногенов в пьесе «Далекое» (1935). Главные герои пьесы, по словам автора, «не спасали челюскинцев, не летали в стратосферу, но тем не менее ощущают себя на советской земле как подлинные творцы
и созидатели, зачастую сами не осознавая того, как рядовая, будничная их работа заключает в себе подлинный героизм повседневного труда».

Большинство произведений этих лет объединяло отношение к героическому как обычному явлению советской жизни, мысль о том, что достоин уважения всякий труд, что героями современности являются все честные творцы новой жизни и борцы за нее.

Свой вклад в разработку темы подвига народа внес поэт и драматург Виктор Михайлович Гусев (1909 — 1944) в пьесе «Слава» (1935) — о мужестве и долге советских людей. Гусев писал о «Славе»: «Три темы, органически связанные между собой, я оставил в «Славе». Тему нашего советского понимания славы. Тему советской семьи как «боевого подразделения», семьи как трудового содружества творчески полнокровных, разнообразных интересных
людей. Я брал семью как прообраз страны. Мечтал создать образ матери, нашей советской героической матери. И, наконец, меня волновала тема борьбы со стихией, тема организующей силы большевизма».

В пьесе Гусев высказывает мысль о том, что советские люди, совершая чудеса героизма, не стремятся к славе для, себя, они просто честно выполняют свой долг перед Роди­ной и народом; почетен, достоин уважения любой, даже самый незаметный труд.

Основными персонажами пьесы, организующими ее сюжет, являются военные инженеры Николай Маяк и Ва­силий Мотыльков. В основу положен конфликт между индивидуалистическими побуждениями Маяка, идущего на подвиг ради славы для себя, и честным поведением Мотылькова, выполняющего свой долг.

Мотыльков считает своим большевистским долгом предотвратить большое несчастье; его не прельщают ни слава, ни известность. На выполнение ответственного дела посылают его, и он с честью выполняет задание, завоевы­вая истинную, а не показную славу.

30-е годы дают немало примеров истинно драматурги­ческого решения семейно-бытовых конфликтов. Среди них пьеса «Таня» (1939) Алексея Николаевича Арбузова (1908 — 1986) —бытовая социально-психологическая драма. Честность и внутренняя порядочность Тани, ее человеческая гордость, не продекларированные в пьесе, а художественно раскрытые, явились теми качествами характера, которые породили драматургическую колли­зию. Уход Тани от Германа, психологически обоснованный и необходимый, рождает и другие сложные драматические ситуации. В конце пьесы Таня Рябинина обретает новые качества характера. Она, врач, совершает самоотвержен­ный поступок: в тайге в пургу, рискуя собственной жизнью, добирается до отдаленного прииска, чтобы спасти жизнь мальчику, сыну Германа. Идея пьесы выражена в словах одного из героев: «Ведь счастье — оно только сильному по плечу». Она раскрыта художественно ярко и психоло­гически убедительно.

Если домашнее задание на тему: " Раскрытие важных тем в драматургииШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.