Расцвет драматургии 60 – 90 годов



Борьба двух общественно-политических лагерей — лагеря «самодержавства», Екатерины и помещиков-крепостников, и ла­геря передового русского просветительства,— так остро сказав­шаяся в сатирической журналистике конца 60-х — начала 70-х годов, происходит и в драматургии этого времени. Театральные зрелища по самой природе своей могли являться широкой обще­ственной трибуной. Не удивительно, что Екатерина II с ее стрем­лением управлять общественным мнением захотела завладеть этой трибуной. «Театр есть школа народная»,— заявляла она и без всяких обиняков добавляла: «Она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе». И вот после неудачи, которую она потерпела с изданием «Всякой всячины», императрица, под несомненным влиянием того блестя­щего успеха, который имело первое замечательное явление нацио­нально-русской драматургии XVIII века — комедия Фонвизина «Бри­гадир», принялась за роль этого «старшего учителя» — взялась за перо драматурга. Всего ею было написано огромное количество (около 30) пьес-комедий, комических и сказочных опер, псевдо-исторических представлений и т. п. Бездарные в художествен­ном отношении, с наспех нахватанными из модных чужеземных литературных источников образами и эпизодами, чисто внешне приспособленными к русской действительности, пьесы Екатерины продолжали начатую «Всякой всячиной» линию — плоского высмеивания своих политических противников — носителей пере­довой общественной мысли; пошлого «улыбательного» морализи­рования; наконец, усиленной пропаганды «благодетельности» рос­сийского самодержавия. Но русская драматургия так, же отка­залась пойти в «школу» Екатерины, как и русская сатира. Как и в лучших сатирических журналах, в драматургии этого вре­мени, в противоположность искусственной драматургической стряпне императрицы, дает себя знать реально-сатирическая, «кантемировская» струя, все более и более сближающая литера­туру с жизнью. Особенно сказывается это в жанрах комедии и так называемой «комической оперы». Высшим достижением в этой области явилось творчество Фонвизина, в «Недоросле» которого в ярких, полнокровных образах вживе предстали перед зрителем самые сильные стороны сатиры журналов Новикова.

Если домашнее задание на тему: " Расцвет драматургии 60 – 90 годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.