Ранняя лирика Тредиаковского



В виде прибавления Тредиаковский присоединил к «Езде в остров любви» собрание своих ориги­нальных стихов на русском, французском и даже латинском языке (одна эпиграмма).

Большая часть опубликованных здесь Тредиаковским стихо­творений относится к жанру любовной лирики (из 30 стихотворе­ний 20 любовных, причем 15 из них написано по-французски). Но Тредиаковский не остается в пределах только любовной тема­тики. Свое собрание он озаглавливает: «Стихи на разные случаи». И действительно, это первый в нашей литературе печатный сборничек лирических стихов довольно разнообразного содержа­ния. В «Стихах похвальных Парижу» мы видим поповича, и бур­сака, который, попав в центр европейской роскоши и просвеще­ния, в новую для него среду русской и французской знати, не может на первых порах прийти в себя от удивления и восторга. В Париже и солнце светит лучше, чем где-либо, и дольше цветут и благоухают цветы («красны и вонны чрез многие лета»; по парижским улицам разгуливают поющие нимфы, и сам Аполлон с музами имеет там свое пребывание. Однако Тре­диаковский отнюдь не превращается в модника и щеголя Медора из первой сатиры Кантемира. В нем быстро сказывается русский человек, горячо преданный своей родине. Повидимому, вскоре после «Стихов похвальных Парижу» им пишутся «Стихи похваль­ные России», в которых звучат и нотки тоски по родине, и искренняя преданность патриота, для которого его земля ближе и роднее всех краев на свете.

В противоположность «Стихам похвальным Парижу», которые сам Тредиаковский даже не включил в изданное им в 1752 г. собрание своих сочинений, «Стихи похвальные России» получили большую популярность в широких кругах русских демократиче­ских читателей; мы постоянно встречаем их в рукописных стихо­творных сборниках того времени. Первым дает Тредиаковский в нашей поэзии и образцы пейзажной лирики. Таково его «Опи­сание грозы, бывшей в Гаге» (в Гааге).

Все эти стихотворения, еще крайне несовершенные, стали весьма скоро навлекать на Тредиаковского самые ядовитые на­смешки со стороны его же современников. Но помимо уже ука­занного их значения в качестве первых образцов лирической поэзии, они вообще выделяются из уровня силлабических виршей того времени своей относительной выработанностью. Почти все они отличаются довольно сложным строфическим, а иногда и композиционным построением. Иной раз самый ритм стихов, что особенно замечательно, поскольку все они написаны по силлаби­ческому принципу, заключает в себе элементы изобразительности. Например, строки: «Канат рвется, || Якорь бьется. || Знать (знатно, хорошо,— Д. Б.) кораблик понесется»,— несомненно, передают собой порывисто дующий ветер, ритм набегающих волн. Удачны и некоторые стихотворные вставки в романе «Езда в остров любви», которые звучат ритмически разнообразно и по- своему очень выразительно. Но поэтическая деятельность Тредиа­ковского была не только завершающей стадией — эпилогом силлабики, а и прологом нового русского стихосложения.

Если домашнее задание на тему: " Ранняя лирика ТредиаковскогоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.