Раннее творчество Есенина



С 1914 года стихи Есенина начинают публиковаться в детских журналах «Мирок», «Доброе утро».

У Есенина был свой поэтический мир. Он противостоял декадентам, с иронией относился к поэзии И. Северянина, Ф. Сологуба, К. Бальмонта. Весьма показательно, что первые стихи Есенина печатались в детских журналах: это были стихи, отличающиеся детской непосредствен­ностью, в них звучало изумление перед красотой мира природы, который окружал человека с детских лет. В сти­хах Есенина воспета и песенная «белая береза», и русская снежная зима, которая «поет и аукает стозвоном сосняка», и отливающая перламутром крапива, «поздравляющая» всех с добрым утром.

В конце 1914 года Есенин уходит из типографии и едет в Петербург. Знаменательной была его встреча с Алек­сандром Блоком. Блок, прослушав стихи Есенина, записал в дневнике: «Стихи… чистые, свежие, голосистые».

Стихи Есенина публикуются во многих столичных журналах, а его имя получает известность. Он близко сходится с популярными тогда поэтами Н. Клюевым, С. Го­родецким. В 1916 году выходит первая книга его стихотво­рений «Радуница».

Творчество С. Есенина дооктябрьских лет многогранно и многожанрово.

Основное место в нем занимают лирические стихи. Поэт пишет о красоте русской природы, рисует картины деревенского быта. Большое место в ранней поэзии занимает интимная лирика.

Уже в этих стихотворениях Есенин оригинален и не­повторим. Его поэзия навевает раздумья, будит чувство грусти, заставляет размышлять о человеческой жизни. Это происходит потому, что произведения Есенина отличает глубокий философский подтекст.

Стихи Есенина предельно лаконичны. Иногда в одном четверостишии он может создать неповторимую картину природы, соотнести ее с жизнью человека:

  • Там, где капустные грядки
  • Красной водой поливает восход,
  • Клененочек маленький матке
  • Зеленое вымя сосет.

В большинстве стихотворений поэт присутствует как действующее лицо. Он высказывает свое отношение к жиз­ни природы, слышит песнь соловья, одурманен весной. Иногда его чувства контрастны чувствам живого мира: «плачет иволга», «плачут глухари», а герою «не плачется», у него «на душе светло».

Многие стихотворения связаны с народной поэзией, с обрядовой лирикой и народными песнями:

  • Под венком лесной ромашки
  • Я строгал, чинил челны.
  • Уронил кольцо милашки
  • В струи пенистой волны.

В таких стихах много взято из поэтического арсенала народной поэзии: «кольцо милашки», «лиходейная разлу­ка», «коварная свекровь», «темна ноченька», «береза- свечка», «девичья красота», «шелковы купыри» и т. д.

С большим сочувствием пишет Есенин о трагической судьбе крестьянской девушки. Так, в стихотворении «Хоро­ша была Танюша…» рассказывается о гибели девушки, которая не склонила головы перед суженым, объявившим ей о своей женитьбе на другой. В ответ Таня сообщила, что и она выходит за другого. После этого — трагический финал стихотворения:

  • Не кукушки загрустили — плачет Танина родня,
  • На виске у Тани рана от лихого кистеня.
  • Алым венчиком кровинки запеклися на челе,—
  • Хороша была Танюша, краше не было в селе.

Образно и зримо Есенин рисует деревенский быт, хату, «где пахнет рыхлыми драченами», «вьется сажа над за­слонкою», «квохчут куры беспокойные», а «обедню строй­ную запевают петухи» («В хате», 1914).

Особое место занимают стихи о животных, о которых Есенин писал с такой любовью, как мало кто из русских поэтов. Трогательно он пишет о корове — кормилице крестьянской семьи, у которой «выпали зубы» и «сви­ток годов на рогах». Пишет Есенин о собаке, у которой «хозяин хмурый» утопил семерых щенят («Песнь о собаке»).

Есенин выступает художником, сумевшим создать и эпические произведения с широким охватом действитель­ности. В ряде стихотворений поэт рисует картины тяжелой жизни родного края. С чувством сожаления и горькой любви он пишет:

  • Край ты мой заброшенный,
  • Край ты мой, пустырь,
  • Сенокос некошенный,
  • Лес да монастырь.

Здесь и «избы избоченились», и крыши «под соломой-ризою», а «в окна бьют без промаха вороны крылом».

Обращаясь к событиям мировой войны, Есенин пишет, что она тяжким бременем легла на жизнь народа. Рекруты-новобранцы «распевали про любимые да последние день­ки», прощаясь с родимым селом, темной рощей и всем близким с детства.

Через раннее творчество Есенина проходит тема любви к Родине, народу, родному рязанскому краю:

  • Край любимый! Сердцу снятся
  • Скирды солнца в водах лонных.
  • Я хотел бы затеряться
  • В зеленях твоих стозвонных.

Чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее, Есенин обращается к истории. Он пишет «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912), о герое земли рязанской, вступившем в единоборство с татарами после разорения Рязани, поэму «Марфа Посадница» (1914), поэму «Ус» (1914) о спо­движнике Степана Разина.

В 1916 году Есенин был призван в армию. Он служил санитаром в госпитале Царского Села. Поэт отказался писать ура-патриотические стихи о войне, к которым его побуждало начальство. Он больно переживал судьбы на­рода в войну, и это нашло отражение в поэме «Русь» (1914). Особенно его беспокоила и волновала участь крестьянина, безысходность положения которого он отра­зил во многих произведениях дооктябрьского периода.

В дооктябрьском творчестве С. Есенина отчетливо выразились традиции русской классической поэзии и на­родного творчества. В отличие от модернистской литерату­ры его поэзия отличалась глубоким гуманизмом и про­никновенным лиризмом. Полноту человеческих чувств поэт воплощал в ярких, конкретных реалистических образах. Для него был характерен обостренный интерес к красоте родной природы, «ко всему живому на земле».

Если домашнее задание на тему: " Раннее творчество ЕсенинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.