Ранее творчество Василия Белова



Начинал Василий Белов как поэт и как прозаик. В 1961 г. одновременно выходят книга его стихотворений «Деревенька моя лесная» и повесть «Де­ревня Бердяйка». Еще раньше на страницах районных газет Вологодской области появлялись отдельные сти­хотворения, статьи, очерки и фельетоны писателя.

Лейтмотив книги стихотворений В. Белова — обра­зы «ольховой стороны» и «сосновой деревеньки». Не­притязательными словами рассказано о милой сердцу поэта Вологодчине, об ознобе первого пробудившегося чувства, о солдате, возвращающемся в отчий дом. Лирико-пейзажные зарисовки и жанровые картинки сель­ской жизни чередуются со стихотворениями на истори­ческие темы («Строители», «Дед» и др.).

При сравнении сборника стихотворений с повестью «Деревня Бердяйка» хорошо видно, что поэзия в идей­но-тематическом отношении заметно опережала ран­нюю прозу. Первая повесть В. Белова, написанная вполне профессионально, еще не предвещала появле­ния значительного художника. Моторность и описа- тельность господствовали в ней над анализом духовно­го состояния героев. Язык автора и персонажей привы­чно литературен, не имеет особых примет северной русской речи. В «Деревне Бердяйке» рассказ ведется лишь в одном временном измерении — дне сегодняш­нем (в последующем у В. Белова в структуре одного и того же произведения нередко будут перемежаться картины или раздумья о прошлом и нынешнем, прида­вая особую историческую глубину повествованию).

Неожиданно свежо и по-новому заговорила с чи­тателем новеллистика В. Белова первой половины 60-х годов. Выход в свет сборников «Речные излуки» (1964), «Тиша да Гриша» (1966), а также публи­кация рассказа «За тремя волоками» (1965) знаме­новали рождение самобытного писателя. В эту пору вырисовываются основные разновидности беловской новеллы: психологический этюд («Скворцы»), поэти­ческая миниатюра («Поющие камни», «На родине»), остродраматическая новелла («Весна», «Кони»), на­конец, особая разновидность лирической прозы —- большой рассказ или короткая повесть-раздумье («За тремя волоками»).

Несравненно обогащается художническая палитра. Писателю становятся подвластны интимные движения сердца и высокие общечеловеческие помыслы. Лиризм осложняется психологическим началом, а в передаче драматических и даже трагических коллизий все опре­деляет благородная сдержанность. Изображения при­роды и человеческих настроений как бы переливаются, перетекают одно в другое, создавая ощущение слитно­сти всего сущего, что помогает видеть и раскрывать родство «мыслящего тростника» с окружающим живым и неживым миром.

Новелла В. Белова вбирает в себя богатства се­вернорусской речи, приемы и средства народного твор­чества. Особенно интересны поэтические миниатюры в прозе, свидетельствующие о том, сколь плодотворен для писателя опыт работы над стихом.

Пленительна и поэтически возвышенна новелла «На родине». В кронах сосен «вздыхает огромный богатырь- тугодум». В синеве неба, как в языческие времена, «не солнце — Ярило». Антропоморфизированные фоль­клорные уподобления определяют поэтику сравнений. «Тугая вода» реки напоминает «прохладную русалочью постель». «Омытые июльскими дождями» молодые бе­резы «стыдливо полощут ветками». А в старинном хвойном бору, «словно сморенные за пряжей старухи, дремлют смолистые ели».

Если миниатюра «На родине» — стихотворение в прозе, то рассказ «За тремя волоками» — социально- аналитическое повествование, вместившее в себя мно­голетние наблюдения и раздумья писателя о жизни северной русской деревни. Композицию рассказа орга­низует образ дороги. Это и символ жизни, путь челове­ка от беззаботной молодости к строгой взыскующей зрелости.

Если домашнее задание на тему: " Ранее творчество Василия БеловаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.