Ранее творчество В. Распутина



В ранних книгах Валентина Распутина многое было окутано дымкой таежной романтики («Костровые новых городов», 1966) или насыщено эк­зотикой неведомой горной страны Тофаларии («Край возле самого неба», 1966). И почти сразу после этих очерково-журналистских опытов наметился поворот к поэзии обыденного, что и стало началом рождения истинного таланта.

Уже в повести «Деньги для Марии» (1967) все приземленно и буднично. Да и сам факт, положенный в основу сюжета, событием не назовешь. У продавщи­цы сельского магазина обнаружена недостача. Муж Кузьма сбивается с ног, чтобы найти и вернуть необхо­димую сумму. Простая фабула, но как много сумел поведать писатель!

Поэт Н. Асеев в 1956 г. опубликовал стихотворение «Еще за деньги люди держатся…». Трудно сказать, чего тут было больше: то ли романтизированной надежды на скорое их отмирание, то ли по-человечески понятной ноты осуждения тех, кто творит из златого тельца кумир. А, может быть, и сожаления по поводу еще остающихся в сознании, но вроде бы обреченных на вымирание пережитков.

Десятилетие спустя повесть молодого писателя обнаружила наивность этих прогнозов. Даже в глухой сибирской деревне наступало время интенсивных товарно-денежных отношений. Дед Гордей — персонаж по­вести — мог бы выразиться так, как спустя три года ска­жет в «Последнем сроке» старуха Анна: «Теперича дру­гой век идет, не наш». Под колесо этого века и попала добрая неопытная Мария. В повести В. Распутина сам поиск денег — только примета иного жизнеустройства, идущего на смену прежнему укладу. Тот же дед Гордей говорит о нем так: «Я за весь свой век сколько раз деньги в руках держал — по пальцам сосчитать можно, я с малолетства был приучен все сам делать, на свои труды жить. Когда надо, и стол сколочу и катанки скатаю. В голодуху, в тридцать третьем году, и соль для варева на солонцах собирал. Это теперь все магазин да магазин, а раньше, в лавку два раза в год ходили. Все было свое. И жили, не пропадали. А теперь шагу нельзя ступить без денег. Кругом деньги. Запутались в них».

Как показывает Распутин, дело не столько в день­гах, сколько в изменяющихся формах человеческой психологии, когда трезвость переходит в прагматизм, непосредственный душевный порыв умаляется за счет суховатой рассудочности, эмоциональное начало вытес­няется холодной логикой. Одни дают Кузьме деньги, другие жмутся и скаредничают, плетением словес мас­кируя душевную глухоту. Таковы болтливо-суетный ди­ректор школы Евгений Николаевич, хитрая и жадная Степанида, у которой «улыбка то и дело провалива­лась, но Степанида снова водворяла ее на лицо…». А в результате Кузьму тревожат уже не закрытые ставни, а захлопнутые сердца.

Если домашнее задание на тему: " Ранее творчество В. РаспутинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.