Работа над планом с глухими детьми



Работа над коллективным планом может быть весьма разнообразной, что важно для повышения эффективности обучения глухих детей планированию предметно — практической деятельности. Часто используется составление плана работы по готовому образцу поделки.

Учитель показывает образец (аппликацию, изделие из конструктора, игрушку на елку из природного материала и т. д.), учащиеся рассматривают его, определяют исходный материал, как соединены отдельные части и т. д. Названия главных частей поделки записываются на доске. После такого анализа составление плана работы над поделкой не вызывает особых затруднений: дети, как правило, легко могут сказать, какое действие должно быть первым, какое вторым и т. д. Тот же принцип используется при составлении планов работы по рисунку поделки или эскизу. Это более сложный вид работы, поскольку анализировать рисунок или эскиз труднее: не так отчетливо выступают отдельные части намечаемой поделки. Интересно коллективное составление плана по тем формам, которые приобретает поделка по ходу работы над ней. Учитель заранее готовит эти формы и выставляет их одну за другой на столе (поделки из пластилина, деталей конструктора или строительного материала) или вывешивает на доске (аппликацию или модель из плотной бумаги). По виду поделки учащиеся определяют, какие операции уже произведены, последовательно их описывают, создавая тем самым план работы.

Коллективные планы составляются также на основе действий учителя. Педагог приступает к изготовлению поделки, например коробочки из плотной бумаги. Дети внимательно следят за всеми его действиями и записывают план работы.

Коллективное составление плана возможно не только благодаря наглядно-действенным компонентам (образцы изделия, рисунки, демонстрация действий и т. д.), но и при словесном описании изделия, рассказа о нем или отчете об его выполнении. Этот важный и ответственный вид работы над планом основан на анализе словесного материала.

С его помощью глухие дети учатся разбираться в прочитанном тексте и составлении по нему плана. Самостоятельное составление плана.

Самостоятельное планирование своей деятельности, конечно, представляет большие трудности для глухих детей, но очень важно приучать школьников самостоятельно, творчески работать над планом, а не ограничиваться использованием готовых образцов, данных учителем или выработанных в процессе коллективной работы. Учащиеся начинают самостоятельно составлять план (поэтапный или сложный) только после того, как ознакомятся с ним в готовом виде или в процессе коллективной работы.

Этому может предшествовать некоторая подготовительная работа. Например, учащиеся вместе с учителем рассматривают изделие, план изготовления которого надо составить, устанавливают, из каких частей оно состоит и т. д., но, в отличие от коллективного составления плана, отдельные пункты не проговариваются.

После того как все учащиеся самостоятельно подготовят свой вариант, коллективно происходит окончательна пая отработка плана. Отбираются лучшие образцы плана или отдельных его пунктов, вносятся необходимые добавления, уточняется последовательность действий или операций, и лишь после этого учащиеся записывают в тетради отработанный план работы. Предварительная подготовительная работа и последующая коллективная проверка помогают учащимся перейти к абсолютно самостоятельному составлению плана. Для повышения сознательного отношения детей к составлению плана используется несколько приемов. Один из них заключается в том, что учитель предлагает каждому работать по собственному плану, без предварительной коллективной проверки, хотя и видит некоторые ошибки и неточности.

Дети приступают к работе, в ходе которой, как правило, обнаруживают свои ошибки и вносят соответствующие изменения в план. Второй прием состоит в следующем.

После того как учащиеся подготовят план работы над изделием, учитель вносит какие — то изменения в саму поделку (меняет материал, расположение и число частей, окраску поделки и т. д.). Затем детям предлагается внести соответствующие изменения в готовый уже план работы. При сознательном отношении ребята смогут определить, какие пункты плана надо оставить без изменения, какие переделать и в чем, какие выбросить, а какие, отсутствующие, добавить.

Интересным представляется и такой прием: учитель выбирает из всех самостоятельно составленных планов два максимально отличающихся друг от друга и предлагает детям работать по ним. В процессе практической деятельности учащиеся получают возможность сравнить, какая последовательность действий и операций рациональнее, т. е. какой план лучше. Это помогает им в — дальнейшем при планировании устанавливать наиболее целесообразную очередность выполнения отдельных действий и операций.

Еще один вид работы с планом — разборка поделки, например собранной из деталей конструктора. Пункты плана при разборке используются в обратном порядке, а действия прямо противоположны по смыслу.

Если в плане записано: «Привинтить колеса», то при разборке учащиеся должны отвинтить колеса, и т. д. Чтобы подсказать правильную речевую форму, учитель записывает на доске слова-антонимы: отвинтить, разобрать, разъединить, отделить и т. д. На первых порах план разборки, составленный на основе плана изготовления поделки, записывается на доске. При разборке изделия обращается внимание учащихся на соблюдение порядка на рабочем месте, правильное размещение деталей в коробке (каждая деталь должна находиться в своем отделении и т. д.).

В заключение мы остановимся на временном аспекте работы с планом. Уже в I классе учитель предлагает детям выполнить какое-либо задание за 5 или 10 мни («когда стрелка будет вот тут!»). Во II классе школьники, спланировав работу, пытаются определять, какую ее часть они смогут выполнить на сегодняшнем уроке, а какую надо перенести на следующий. В III классе учащиеся начинают хронометрировать трудовые операции, т. е. отмечать в специальной таблице, когда началась работа, когда закончилась, и высчитывают, сколько времени было затрачено на ту или иную операцию. Ученики IV класса уже начинают прикидывать, сколько времени потребуется на изготовление всей поделки или отдельных ее частей.

Все вышесказанное подтверждает важность второго структурного элемента урока ППО — составления плана работы над поделкой. Школьники учатся работать по плану и над планом, благодаря чему их деятельность приобретает более осознанный и целенаправленный характер. Третий этап — подготовка необходимых для работы материалов и инструментов. Обучение учащихся умению отбирать необходимые для работы материалы и инструменты начинается в подготовительном и продолжается до IV класса включительно, с постепенным повышением уровня требований. В подготовительном и на некоторых уроках в I классе все материалы и инструменты готовит к уроку сам учитель.

Учащиеся внимательно все рассматривают и по заготовленным материалам и оборудованию догадываются, что они будут делать на уроке. На следующем этапе дети после сообщения учителя о виде деятельности учатся определять нужные им для работы материалы и инструменты.

Если учитель сообщает: «Будем лепить», то учащиеся просят все необходимое для лепки.

Четкости работы помогают плакаты с указанными видами деятельности и необходимым инструментарием для каждой из них.

Если домашнее задание на тему: " Работа над планом с глухими детьмиШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.