«Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм»



«Во весь голос» (1930) — вступление к поэме, которую Маяковский не успел написать,— подводит итог его твор­ческой деятельности. В нем утверждается мысль о не­разрывной связи истинной поэзии и жизни. Масштабность вступления обусловлена его общим пафосом — «через хребты веков и через головы поэтов и правительств» Мая­ковский говорит с «товарищами потомками» о том, по какому праву придет он к ним «в коммунистическое да­леко».

В разговоре «о времени и о себе» Маяковский выделяет самое существенное: поэт, «революцией мобилизованный и призванный», сознательно выбрал в искусстве и самой жизни путь разведчика нового, передового бойца — «ушел на фронт из барских садоводств поэзии — бабы каприз­ной».

С мыслью о том, что поэт является не только бойцом переднего края, но и трибуном, «полководцем человечьей силы», связано рождение развернутого метафорического сравнения поэтических жанров и средств с различными видами оружия.

Революционный поэт — боец и водитель народа — предстает перед читателем и как великий труженик. Эта черта делает его особенно близким тем, с кем велели поэту «идти под красный флаг года труда и дни недоеданий». Маяковский обратился к людям будущего с законной гордостью рабочего человека, мастера своего дела, для которого профессиональный труд становится высоким искусством.

Во вступлении рассказывается преимущественно о су­ровом, полном тяжелых испытаний пути, пройденном наро­дом и поэтом, образ которого полон света, жизнеутвержде- ния. Особое обаяние облику поэта придает неуемное творческое беспокойство, изумительная чистота и свежесть чувств. Об этом говорят и последние стихи Маяковского, сохранившиеся в виде неоконченных набросков:

Пусть серебро годов вызванивает уймою, надеюсь, верую, вовеки не придет ко мне позорное благоразумие.

Мировая литература не знает другого поэта, который с такой партийностью, как Маяковский, отдавал бы себя целиком борьбе за революционное преобразование жизни родного народа и всего трудового человечества. Художник новой, ленинской эпохи, он умел «направлять глаз на мелочь», действовать в «общемясницком масштабе» и так же просто говорить «векам, истории и мирозданью».

Непримиримый враг ложной монументальности и помпезности, Маяковский высшее удовлетворение и счастье находит в том, что труд поэта сливается с трудо­вым подвигом миллионов простых тружеников, строящих сообща новый мир. Именно это придает такую притяга­тельную силу словам Маяковского, которые становятся с каждым днем понятнее и ближе все большему числу людей на земле:

  • Пускай нам
  • общим памятником будет построенный
  • в боях
  • социализм.

Главным учителем Маяковского была сама жизнь, революционная действительность. Чем глубже постигал поэт ее содержание и закономерности, тем более полно и художественно достоверно изображал личность и ее взаимоотношения с обществом. Если в раннем творчестве Маяковского на первом плане оказывался романтический герой, чуждый и непримиримо-враждебный буржуазному обществу, а в первых послеоктябрьских произведениях в качестве субъекта истории выступал персонифициро­ванный обобщенно-монолитный образ масс (Иван, «тысяч тридцать курских женщин и мужчин» и т. д.), то, начиная с поэмы «Владимир Ильич Ленин», поэт нашел такое соотношение индивидуального и общего, которое стало основой качественного обновления его художественной системы.

Именно Маяковский впервые в поэзии создал типи­ческий образ героя, который, обладая яркой индиви­дуальностью, самобытным характером, выступает в то же время как представитель всего советского народа. Герой этот, являющийся сегодня в стихах Маяковского много­миллионному читателю в различных краях и странах, настойчиво и страстно убеждает в том, что человек новой эры становится творцом не только своей судьбы, но и твор­цом мировой истории.

Творчество Маяковского уже давно стало критерием, которым выверялась и выверяется гражданственность со­ветской поэзии. Поэты всех народов нашей страны обра­щались и обращаются к Маяковскому со словами любви и признательности. Среди них Николай Тихонов, Тициан Табидзе, Николай Асеев, Егише Чаренц, Алексей Сурков, Микола Бажан, Александр Прокофьев, Якуб Колас, Вла­димир Луговской, Самед Вургун, Павел Антокольский, Кайсын Кулиев, Михаил Кульчицкий, Давид Кугультинов, Егор Исаев, Белла Ахмадулина и многие другие. И это не просто дань уважения. О значении традиций Маяковского для многонациональной советской поэзии хорошо сказал азербайджанский поэт С. Вургун: «Представить себе исто­рическое развитие не только русской, но и литератур других братских народов Советского Союза без Маяков­ского, без определяющего влияния его поэзии на развитие каждой из этих литератур просто немыслимо… Учебе у Маяковского, следованию его традициям — вся поэзия наша многим обязана в прошлом и в настоящем, и дума­ется, что в содружестве с Маяковским, в живом, не­престанном общении с его творчеством она будет решать и в дальнейшем задачи, диктуемые нашим приближением к коммунизму».

С каждым десятилетием поэзия Маяковского оказыва­ется все более понятна и близка людям труда разных стран, ведущим борьбу за социальное равенство, нацио­нальную независимость и мир на всей планете. Словно сегодня написаны Маяковским призывные строки, обра­щенные ко всем людям доброй воли:

  • На всей планете,
  • товарищи люди,
  • объявите:
  • войны не будет!

О действенной стороне личности и творчества Маяков­ского хорошо сказал французский поэт Поль Элюар: «Владимир Маяковский не умер. Его героический труд непрерывно помогает построению нового, все совершен­ствующегося общества».

Если домашнее задание на тему: " «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.