Публицистика М. Горького



В публицистическом творчестве М. Горького можно выделить три периода. Первый — 90-е годы XIX века, когда в самарской и нижегородской газетах писатель выступал под псевдонимом Иегудиил Хламида. Второй — 900-е годы. После поездки в Америку Горький написал тогда свои знаменитые памфлеты «Город Желтого дьяво­ла» и «Один из королей республики». Третий — и наиболее плодотворный — приходится на советское время.

Жанр публицистики давал драгоценную возможность оперативного отклика на текущие события. Грандиозные изменения, происходившие в нашей стране, требовали от писателя и непосредственного участия в социалистическом строительстве. Не случайно столь быстрое развитие и ши­рокое распространение публицистики происходит в со­ветской литературе именно на рубеже 20 и 30-х годов. И на этом ее участке Горький выступал в качестве крупнейшего мастера, учителя молодых.

Необыкновенное тематическое богатство публицистики Горького, ее страстный, активный, боевой характер отра­жают широту общественных интересов, партийность его позиции.

Не только всему Советскому Союзу, но и широкой международной общественности была известна деятель­ность М. Горького как выдающегося борца за мир, против фашизма и войны. Она отразилась и в статьях, ставших образцами публицистического жанра: «Если враг не сда­ется — его уничтожают», «Пролетарский гуманизм» и дру­гих. Большим событием в международной жизни явилась статья Горького «С кем вы, мастера культуры?».

Ряд статей Горького посвящен утверждению новой, социалистической действительности — «О противоречи­ях», «О новом человеке» и другие.

Когда в 1928 году после многолетнего отсутствия Горький вернулся в Советский Союз, он проехал по тем местам, которые когда-то, около сорока лет назад, прошел пешком, скитаясь по нищей и голодной России. Писатель готовился к тому, что многое переменилось. Но увиденное превзошло все ожидания. Где бы он ни был — на нефтяных промыслах Баку ил» Днепрогэсе, в колонии беспризорных у Макаренко или на месте бывших трущоб Нижнего Новго­рода,— везде ему хотелось говорить о новой, социалисти­ческой действительности «торжественными стихами как об одном из прекрасных созданий человеческого разума».

Материалы этого путешествия легли в основу цикла очерков «По Союзу Советов» (1929—1930).

В одном из очерков Горький пишет: «Я — свидетель тяжбы старого с новым. Я даю показания на суде истории перед миром трудовой молодежи, которая мало знает о проклятом прошлом и поэтому нередко слишком плохо ценит настоящее...»

Воспитательное значение подобной направленности публицистики писателя трудно переоценить и сегодня.

Величественна картина социалистического строитель­ства в Советском Союзе, грандиозны изменения на со­ветской земле, происшедшие всего за какие-то десять лет. Но больше всего Горького восхищает «красота социали­стического сознания», о ней он писал в цикле статей «Рассказы о героях» (1930—1931).

Среди многочисленных замыслов Горького был и такой: «Мне хочется написать книгу о новой России. Я уже нако­пил для нее много интереснейшего материала. Мне необходимо побывать — невидимкой — на фабриках, в клубах, в деревнях, в пивных, на стройках, у комсомольцев, у ву­зовцев, в школах, на уроках, в колониях для социально- опасных детей, у рабкоров и селькоров, посмотреть на женщин-делегаток, на мусульманок и т. д. и т. п. Это — серьезнейшее дело. Когда я об этом думаю, у меня волосы на голове шевелятся от волнения».

Книга о новой России осталась ненаписанной. Но ее яркие страницы — статьи и очерки 20—30-х годов — зна­менательный и важный момент в истории нашей лите­ратуры.

Публицистика Горького — неотъемлемая часть его ли­тературного наследия. Без нее трудно представить себе его облик, облик писателя нового типа, борца за красоту чело­веческих взаимоотношений во всех областях жизни.

Наряду с публицистикой в наследии писателя большое место занимают статьи о литературе. История и теория литературы постоянно привлекали внимание Горького начиная еще с дореволюционного времени.

В статьях писателя даны развернутые оценки творче­ства русских классиков — А. С. Пушкина, Н. А. Некра­сова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, революционеров-демократов. Особое вни­мание Горький уделял проблемам фольклора и литера­турным связям со странами Европы, Азии, Америки.

Большинство работ Горького не утратило значения и в наши дни. В них рассмотрен широкий круг вопросов: язык, жанр, метод, стиль, социалистический реализм и т. д.

Актуально звучат мысли Горького в сегодняшних дис­куссиях о месте и значении художественной литературы и современном мире, о принципах научного и художествен­ного мышления, о природе художественности.

Горький резко возражал против примитивного, вульгарно-социологического понимания литературного произ­ведения как простой словесной копии с действительности, подчеркивая роль и значение вымысла в творческом про­цессе писателя: «Художественность» без «вымысла» — невозможна, не существует».

Горький настойчиво разъяснял, что художественный вымысел для писателя — не безответственная выдумка, а инструмент и познания действительности, и воссозда­ния фактов, событий, лиц в таком их, может и не бывшем в действительности, виде и сочетаниях, которые позволяют глубже проникнуть в смысл происшедшего, постигнуть социальное явление, человека.

Трудно переоценить горьковскую поддержку в борьбе против тех, кто объявляет художественную литературу устаревшей, утверждает, что документ и публицистика обеспечивают, дескать, «больший процент правды». По мысли Горького, наличие художественного вымысла в литературном произведении не только не может служить доказательством его неправдивости, а, напротив, является н известной степени гарантией достоверности. В произве­дении отбрасывается второстепенное, случайное, наносное, обнажается же, исследуется самая суть факта, события, человека, все глубоко закономерное, типическое, характер­ное в их основных связях, в их диалектике. Сделать все это без участия художественного вымысла просто не пред­ставляется возможным. Искусство вымысла — важней­ший компонент мастерства писателя.

Начав свою писательскую деятельность «талантливым выразителем протестующих масс», по оценке ленинской «Искры», М. Горький закончил ее главой новой, советской литературы, общепризнанным ее основоположником.

Произведения Горького глубоко вскрыли природу бур­жуазных социальных отношений, помогли уничтожить их и построить новые, социалистические, единственно гуман­ные и справедливые отношения.

В 1928 году в связи с шестидесятилетием М. Горького немецкий писатель Стефан Цвейг заявил: «Научившись разделять чувства русского народа в самые трагические его часы, мы хотим сегодня разделить также гордость России и как свою пережить ее радость, радость народа, который может гордиться тем, что создал столь честного и чистого, ясного и правдивого художника. Этот праздник русской нации — праздник всего мира, и мы единогласно приветствуем в этот час их обоих, образовавших единое целое. Мы приветствуем М. Горького, народом рожденного поэта, и русский народ, ставший в его лице поэтом».

Зарубежные писатели, подчеркивая национальный, русский характер творчества М. Горького, в то же время указывают, что «звезда» его творчества блистает теперь на небе всего цивилизованного мира.

И если сегодня искусство социалистического реализма завоевало себе всемирное признание, то заслуги Горького в этом велики и неоспоримы.

Если домашнее задание на тему: " Публицистика М. ГорькогоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.