Проза времен Великой Отечественной войны



Основная задача, которую ставили писатели-прозаики в войну, — запечатлеть события по горячим следам, помочь своим художественным словом народу в битве с врагом. Художники не придерживались жанровых рамок и писали очерки, похожие на рассказы, рассказы, похожие на очер­ки. Публицистика заключала в себе и очерковые элементы, и лирические отступления, и элементы рассказа. Повести нередко близко стояли к рассказам, а иные по широте охвата действительности напоминали романы.

Для произведений прозы тех лет характерны тенденция к эпичности, к отражению судеб народа в прошлом, настоя­щем, стремление заглянуть в будущее.

Традиции социалистического реализма в прозе военных лет выразились прежде всего в ее действенном характере, в тесном единстве с современностью, в стремлении активно вторгаться в военную действительность и оказывать по­сильное воздействие на ход событий.

Советские писатели с самого начала войны обратились к публицистике и очерку, ибо эти жанры давали возмож­ность оперативно отразить происходящие события. В цен­тре публицистики находился образ автора-патриота, современника событий, который обостренно чувствовал себя частью борющегося народа, неотделимой от его судьбы.

В публицистике передавался героический пафос борь­бы народа, его непреклонная вера в победу над фашизмом. Публицистика была наполнена философскими раздумь­ями, историческими параллелями. Чувствовалось стремле­ние сопоставить события войны с выдающимися этапами борьбы русского народа с иноземными захватчиками за свою независимость.

Своей страстностью, взволнованным отношением к со­бытиям публицистическим статьям были близки очерки. Они давали возможность писателям по горячим следам событий отразить героизм народа в битве с фашизмом, запечатлеть портреты героев, воссоздать картины войны. К созданию публицистических статей и очерков обрати­лись прославленные мастера художественного слова — А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, Л. Леонов и другие.

Уже в статье «Что мы защищаем», написанной на пятый день войны, А. Толстой показал, что программа нацистов чудовищна. Фашисты хотят завоевать Европу, Азию, весь мир, провозгласили себя высшей расой. Ради этого льются потоки крови, горят города, истребляются миллионы людей. Толстой страстно говорит о том, что на советский народ легла великая миссия — освободить мир от коричневой чумы. Писатель раскрывает особенно­сти характера русского человека, его потенциальные геро­ические качества. Статья пронизана чувством огромной любви к Родине: «Это моя Родина, моя родная земля, мое отечество,— и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе».

А. Толстой много сделал для того, чтобы советские люди полнее представили себе облик врага, уяснили цели, какие преследовали фашисты, навязав нам войну. Боль­шой фактический и документальный материал использован А. Толстым в статьях «Блицкриг», «Почему Гитлер должен потерпеть поражение», «Фашисты ответят за свои злодея­ния», «Лицо гитлеровской армии» и др.

Большое место в статьях А. Толстого заняло описание грандиозной битвы под Москвой, в которой была развеяна легенда о непобедимости немецкой армии и похоронен миф о молниеносной войне против Советского Союза. А. Тол­стой пишет о бомбардировках Москвы, о героизме со­ветских летчиков, о лживой пропаганде Геббельса, кото­рый кричал в эфир о разрушении Москвы, о том, что Кремль якобы стерт с лица земли, а население в панике бежит из пылающего города.

7 ноября 1941 года А. Толстой опубликовал одну из самых ярких публицистических статей — «Родина». В ней он раскрыл понятие родины с глубиной философа-мыслителя и со страстностью художника-публициста. Эта статья является кульминационной в публицистике А. Толстого. В ней сосредоточена основная идея его выступлений — чувство безграничной любви к своей Отчизне.

В статье много лиризма, но характерен для нее и эпиче­ский размах. Перед нами встает величественная история России, встает великий русский народ, отстаивавший на протяжении веков от разных поработителей свою родную землю. Не только воинские качества народа подчеркивает художник. Народ в определении А. Толстого — творец истории, создатель духовных ценностей, сложивший ог­ромную изустную литературу, выдвинувший из своих недр гений Пушкина. Велико значение и русской науки, которая дала миру прославленных химиков, физиков, мате­матиков.

С ненавистью и презрением говорит А. Толстой о фаши­стах, строящих планы завоевания нашей Родины. Устрем­ляя свой взгляд в глубину веков, художник утверждает, что советский народ, народ-воин, народ-богатырь, про­должил в битвах героические традиции прошлого. Обра­щение к прошлому помогает писателю лучше понять и почувствовать настоящее.

Для публицистики А. Толстого характерно обращение к произведениям русской классической литературы, к про­изведениям народного творчества. Он часто цитирует Пушкина, Лермонтова, Толстого, былины, обращается к образам народных сказок.

А. Толстой выступает как художник, философ, политик, мыслитель. События войны осмысляются им исторически и философски, что дает возможность с первых дней битвы предсказать неизбежность гибели фашизма.

В публицистике А. Толстого мы видим сочетание раз­личных жанров — фельетона и памфлета, обращения и призыва, очерка и рассказа. В статьях сливается несколько речевых потоков — архаизмы, слова современного литера­турного языка, неологизмы, рожденные войной. Неодно­кратно использует писатель пословицы и поговорки не только русского, но и других народов. В своих статьях А. Толстой говорил об огромном значении художественной литературы в освободительной борьбе советских людей. Он считал, что литература войны выполнила свой долг перед Родиной и народом.

Если домашнее задание на тему: " Проза времен Великой Отечественной войныШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.