Проза в 50-60-е годы



Проза этого периода представляет собой сложное и многогранное явление. Приток в литературу новых про­заиков — художников слова с ярко выраженными творче­скими индивидуальностями — определил стилевое и идей­но-художественное многообразие прозы.

Основная проблематика литературы этих лет связана с жизнью современного общества, жизнью деревни в про­шлом и настоящем, жизнью и деятельностью рабочего класса, Великой Отечественной войной. Сообразно со свои­ми творческими индивидуальностями писатели обнаружи­вают тяготение к реалистическим, романтическим или лирическим тенденциям.

Реалистические тенденции характерны, в частности, для романа Галины Евгеньевны Николаевой (1911 —1963) «Битва в пути» (1957).

Всем содержанием романа Г. Николаева утверждает, что народ, одержавший победу в Великой Отечественной войне, уверенно движется по пути строительства, созида­ния, преодолевая последствия культа личности, упорно постигая новые принципы руководства, производственных отношений, новые формы человеческого общения.

Название романа заключает в себе глубокий смысл: дальнейшее движение нашего общества вперед определяет в числе других факторов и битва за дальнейшее усовер­шенствование производства и технический прогресс. Дмит­рий Бахирев — тип нового руководителя, который не мо­жет терпеть соседство автоматической линии с кувалдой. Он действует настойчиво, добиваясь реконструкции завода, улучшения условий труда, выпуска продукции высоко­го качества, высокой технизации.

Не сразу Бахирев встречает поддержку у рабочих и технического персонала завода. Но его энергия, упор­ство, борьба за интересы дела, забота о насущных нуждах рабочих в конце концов находят поддержку.

Директор завода Вальган ко всем мероприятиям Бахи- рева относится отрицательно, принимает активные меры, чтобы удалить его с производства. Вальган в изображении Николаевой не просто эгоист и приспособленец — он тип руководителя, порожденного культом личности. Для него важно его собственное благополучие, умение его помощни­ков составлять отчеты по форме, высокие показатели для получения премий. Его не волнуют тяжелые условия труда рабочих, техническая отсталость производства.

Содержанием произведения автор утверждает необхо­димость технической реконструкции предприятий, которая и происходит под непосредственным руководством Бахире- ва, победившего Вальгана и назначенного директором.

Новаторский характер, связанный со стремлением глубже проникнуть в нравственный и духовный мир совре­менника, исследовать исторический опыт общества присущ творчеству Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, Ю. Бон­дарева, В. Шукшина.

Федор Александрович Абрамов (1920—1983) не знал ученического периода. До начала творческого пути он уже был известным ученым-литературоведом. Его первый ро­ман «Братья и сестры» (1958) сразу принес ему изве­стность. Этот роман стал первой частью тетралогии «Пряс- лины» (1973). Повести «Безотцовщина», «Пелагея», «Аль- ка», а также сборник рассказов «Деревянные кони» были заметным явлением в литературе 50—60-х годов. Ф. Абра­мов в своих произведениях изображает жизнь и быт деревни начиная с военных лет и до настоящих дней и обращает пристальное художническое внимание на исто­ки национального характера, а судьбы простых людей дает в соотношении с историческими судьбами народа.

Виктор Петрович Астафьев (род. в 1924 г.) обратил на себя внимание читателей и критики повестями «Перевал» (1959) и «Стародуб» (1960).

Повесть «Стародуб» посвящена Леониду Леонову. Вслед за выдающимся советским прозаиком В. Астафьев ставит проблему — человек и природа. Феофан и его приемный сын Култыш воспринимаются окружаю­щими как дикие и своенравные люди, которые многим не понятны. Писатель раскрывает в них замечатель­ные человеческие качества. Они несут в себе любовное и трогательное отношение к природе, они подлинные дети и хранители тайги, свято соблюдают ее законы, берут под свою охрану ее животный мир и богатые леса. Считая тайгу хранительницей природных богатств, Феофан и Култыш к дарам природы относятся с чистым сердцем и этого требуют от других, твердо веря, что тайга жестоко наказы­вает и хищников, и людей, истребляющих животный мир, не считаясь с его законами.

Повести «Кража» (1966) и «Последний поклон» (1967) носят автобиографический характер. В повести «Послед­ний поклон» видно продолжение традиции автобиографи­ческих произведений М. Горького, в которой судьба героя изображается в тесном единении с народными судьбами. Но в то же время повесть Астафьева — самобытное и ори­гинальное произведение. Тяжелым и безрадостным было детство маленького Вити, рано потерявшего мать и остав­шегося с пьяницей отцом, который вскоре после гибели жены (она утонула в Енисее) снова женился. Помогла Вите выстоять, научила его суровым, но справедливым законам жизни бабушка Катерина Петровна.

В образе бабушки можно видеть в какой-то степени черты бабушки Алеши — Акулины Ивановны из повести М. Горького «Детство». Но Катерина Петровна — харак­тер своеобразный, неповторимый. Великая труженица, суровая, волевая женщина-крестьянка северного села, она в то же время человек способный на большую, строгую любовь к людям. Она всегда деятельна, мужественна, справедлива, готова прийти на помощь в дни горя и бед, нетерпима ко лжи, фальши, жестокости.

Самобытность и необыкновенная способность отразить величие души народа характерны для прозы Василия Ивановича Белова (род. в 1932 г.), вступившего в литера­туру в 60-е годы.

Если домашнее задание на тему: " Проза в 50-60-е годыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.