Проявление тезиса и антитезиса в драматургии



Сходные тенденции характерны и для драматур­гии. Попытки создания монументальной драмы вы­ливались, как правило, в массовые действа, инсце­нировки с участием тысяч исполнителей: «Взятие Зимнего дворца», «Мистерия Освобожденного Тру­да», «Действо о III Интернационале». В этих пьесах типическое понималось только как массовидное, а беспощадность социально-политического анализа шла рука об руку с риторикой, схематизмом и упро­щенностью мотивировок.

Развитие театра «в сторону высокого романтиз­ма» (А. Блок) вызвало потребность инсценировок героической классики. Отсюда такой ошеломляющий успех спектаклей по книгам Э. Войнич, пьесам Ф. Шиллера.

В драматургии, как и в прозе, хроникально-летописное освещение событий соседствовало с гиперболически-условным, космически-планетарным видени­ем и изображением революции. При этом описатель­но-бытовая манера (пьесы о крестьянском быте) уживалась с плакатно-схематизированной (пьесы- агитки).

На годы 1917—1921-й приходится начало становле­ния литературы нового типа. Многие трудности и слож­ности обусловлены были, прежде всего, тем неведомым, что пришлось и постигать, и отражать художникам в ту пору. Поэзия опережала прозу в быстроте отклика на стремительно менявшуюся обстановку, мобильно и опе­ративно вторгаясь в бурно развивавшуюся действи­тельность. Лирика и сатира шли рука об руку, утверж­дая новое, помогая уничтожению отживших социаль­ных и нравственных принципов.

В прозе явное преимущество на стороне малых, очерково-документальных форм повествования. Осо­бенно действенной была роль очерка, выявлявшего конкретно-социальный срез эпохи, расстановку классо­вых сил. Определяются основные черты этого художе­ственно-публицистического жанра с его просветитель­ской направленностью, остротой конфликтов, энергич­ной стилистикой.

Главная сила революции — народные массы — не только в реальном историческом процессе, но и на страницах художественных произведений стала опреде­ляющим фактором развития искусства слова. Движе­ние масс, воля масс, стихийное и сознательное в рево­люции, этика взаимоотношений между личностью и на­родом — вот что приковывало внимание. Для поэтики очерка и рассказа характерна графически четкая выявленность тезиса и антитезиса, жесткость социальных «масок», расстановка акцентов по законам прямоли­нейно понятой дидактики.

Доминировала внешне событийная композиция, обусловленная упрощенно-социологической трактовкой общественных противоречий. Психология, внутренний мир участников революции раскрывались весьма слабо. Проза еще находилась на дальних подступах к пости­жению философии истории. Только нащупывались пу­ти, на которых можно было воссоздать не просто кон­трастность, но диалектику социально-классовых и внут­ренних, душевных чувств, эмоций. Вместо статиче­ских картин, символизирующих события политического календаря, предстояло перенести время в сюжет про­изведения, сделать действие как бы самостоятельно развивающимся в рамках художественно замкнутого целого, а романтику «костров восстаний» и «стальных коней Революции» заменить конкретно-историческим исследованием действительности.

В области языка и стиля велись интенсивнейшие поиски и эксперименты (акцентный стих, фольклорный стих, диалектная лексика и фразеология). Из пестрого хаоса различных напластований (говор улицы, книж­ная, бытовая, ораторская лексика) проступали контуры будущего стиля, способствующего широкому и много­образному отражению действительности, постижению отдельной человеческой души и общества в целом, эффективному воздействию на реальный жизненный процесс.

Если домашнее задание на тему: " Проявление тезиса и антитезиса в драматургииШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.