Противосто­яние капитана и полковника в повести «Батальоны просят огня»



В повести «Батальоны просят огня» противосто­яние капитана Ермакова и полковника Иверзева — не просто столкновение двух мнений. Стержень по­вести — драма различных идейно-этических концепций. События происходят в окопе, у артиллерийского ору­дия, но прежде всего на «плацдарме» человеческой души.

Вначале Ермаков упоен собой, фронтовой удачей и чем-то (правда, отдаленно) напоминает Иверзева. Но все это до того, как на него обрушивается жесточайшее испытание: гибель батальонов Бульбанюка и Максимо­ва и выход из окружения с горсткой солдат. Все напус­кное выгорает, приходит понимание того, что «судьба наградила его памятью и ответственностью». И вот главный итог после бурной встречи с Иверзевым: «Есть такие, которые надеются: Россия огромна, людей мно­го. Что там, важно ли, погибла сотня или тысяча лю­дей».

Полковник Иверзев отнюдь не одноплановая фигу­ра. Он профессионально неуязвим, решителен, лично храбр. Но его взор преимущественно направлен вверх, откуда к нему, как командиру дивизии, идут приказы. В его «синие самоуверенные глаза», если речь шла о подчиненных, «ничто не проникало».

Полнота жизни невозможна без способности к со­страданию, к восприятию чужой боли как своей. У Иверзева же узкий спектр счастья человека, оза­боченного прежде всего личной карьерой. (Вот почему и яркий румянец на его щеках воспринимается в годину испытаний народа как нечто странное, даже кощун­ственное.) Не случайно старший лейтенант Орлов гово­рит: «Есть на войне, Ермаков, одна вещь, которую не прощаю: на чужой крови, на святом, брат, местечко делать».

Герой «Последних залпов» капитан Новиков, как и Борис Ермаков, летами юн, но духовно более опытен и зрел, чем его предшественник.

Новиков строг, справедлив, бережно относится, к солдатам: «Жизнь человека на войне была для него тог­да большой ценностью, когда эта жизнь не искала спа­сения за счет других, не хитрила, не увиливала...» Он всегда «думал больше о других, чем о себе, жил чужой жизнью, отказывал себе в том, что порой разрешал другим...» Вот почему, когда трусоватый боец Ремеш­ков усваивает уроки мужества, преподанные Новико­вым, капитан испытывает глубочайшее удовлетворе­ние: «Кажется, солдат родился». Молодость Новиков «скрывал, как слабость», и стеснялся ее «здесь, на войне». Не об импозантности, не о карьере печется он. Для Новикова главное — судьба России. С нею у него связано «чувство радостной боли, которое никог­да не проходило».

Духовным наследником Иверзева можно считать в «Последних залпах» лейтенанта Овчинникова. В гла­зах этого бывалого и храброго, но заквашенного на дрожжах самолюбия и тщеславия офицера судьба — не более чем фортуна. Вот откуда его ориентация на удачу, счастливую случайность (даже если при этом ущемлена справедливость), желание расположить в свою пользу тех, от кого зависит успешный поворот ее колеса. Здесь художником намечен тот тип конфликта, который в дальнейшем будет разработан в «Горячем снеге» (Дроздовский), «Береге» (Самсонов), «Выборе» (Колицын).

Если домашнее задание на тему: " Противосто­яние капитана и полковника в повести «Батальоны просят огня»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.