Противоречия при развитии социалистического общества



Противоречия, естественные и неизбежные в про­цессе развития социалистического общества, стали ис­точником нравственных коллизий в публицистической прозе 70—80-х годов, отмеченной углубленной анали­тичностью, смелым Критико-исследовательским пафо­сом. Традиции В. Овечкина были подхвачены и продол­жены целой плеядой писателей — И. Васильевым, Ю. Черниченко, Б. Можаевым, Л. Ивановым. Корен­ное отличие их произведений от так называемого про­изводственного очерка лучше всего выразил И. Ва­сильев: «Неисчислимое множество собраний зафикси­ровано в моих журналистских блокнотах. Но тщетно искать в них разговора о том, «как жить». Только — «как работать». Думают: так скорее добиться цели. Заблуждение» [1].

В документально-художественной прозе И. Василь­ева (книги «Земля русская», «Допуск на инициативу», очерки «Возвращение к земле» и «Письма из деревни») острейшая хозяйственно-экономическая проблематика переплетается с постановкой насущных этических во­просов. Здесь и раздумья о судьбах интеллигенции на селе, и об уровне культурного обеспечения хлебороба, и о морально-психологическом климате на всех уров­нях: от районного до низового звена. Тот, кто умеет комплексно видеть все это, разбудит инициативу, заж­жет огонь творчества. Вот почему у современной худо­жественной публицистики не технология в почете, не сугубо производственные аспекты, а душа человече­ская. «Это сложнее,— говорит И. Васильев, — потому что душу, как машину, не рассмотришь» [2]. Но именно, такое, отмеченное высокой гуманистической целью ви­дение сельского мира с его конфликтами и драмами, неповторимыми человеческими судьбами и придает очерково-документальной прозе И. Васильева особую значимость.

Художники стремятся показать сложность натуры современного человека, высветить строй его души. Вместе с тем возрастает эпическая глубина обобщений. Это касается прежде всего произведений, посвященных современности. Среди них книги крупнейших представи­телей нашей многонациональной литературы: Ч. Айтма­това и О. Гончара, П. Загребельного и И. Шамя- кина, Н. Думбадзе и Э. Ветемаа, П. Куусберга и И. Мележа.

Трилогия Павла Загребельного «С точки зрения вечности», «Переходим к любви», «Намыленная тра­ва» — широкое эпическое полотно о людях труда, их духовной и нравственной зрелости. В центре трило­гии — образ молодого рабочего Дмитрия Череды. Пи­сатель, не минуя собственно сферы производства, со­средоточивает внимание на больших социальных и мо­ральных вопросах времени, выступая против безду­ховности, нравственного примитивизма. Сложным со­циально-нравственным и философским проблемам: личность и государство, человек и история — посвяща­ет П. Загребельный и роман «Разгон».

В русле философско-аналитического направления поиски и находки другого значительного писателя — Чингиза Айтматова. Его романы «Буранный полуста­нок (И дольше века длится день)» и «Плаха» — сме­лая попытка взглянуть на человечество из космоса, по- своему поставить и воплотить (вслед за повестью «Прощание с Матёрой» В. Распутина) такие насущные темы дня, как историческая память, уважение к пред­кам и традициям, человек и природа.

Нелегкие дороги военных лет, а в мирное время суровые испытания на трудовом фронте — все это фор­мировало личность социально активную, нравственно цельную. Именно таков герой романа Ч. Айтматова железнодорожный рабочий Буранный Едигей. Этому моральному кодексу верны и персонажи романов бело­русских писателей Ивана Мележа («Метели, декабрь») и Ивана Шамякина («Возьму твою боль»).

Против лицемерной морали мещанина, узких эго­истических интересов направлено острие романов Нодара Думбадзе «Закон вечности» и Пауля Куусберга «Капли дождя». Главный герой книги эстонского писа­теля Андреас Яллак — рыцарь деятельного добра, он ненавидит вещизм и потребительство, борется всеми доступными ему средствами за торжество человеческо­го духа.

Принципиальное новаторство литературы социали­стического реализма зиждется на том, что она отража­ет действительность, воплощающую невиданный ранее тип человеческой цивилизации на планете.

[1] Васильев И. Земля русская. Л., 1983. С. 461.

[2] Лит. газета. 1986. 30. апр. С. 2.

Если домашнее задание на тему: " Противоречия при развитии социалистического обществаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.