Просветление поэтического идеала в 70-е годы



В 70-е годы проблемы «человек и земля», «человек и природа», «человек и гражданская история» получа­ют драматическое освещение — толстовско-шолоховское. Эта проза несет не только обновление тематики, но и нечто большее: просветление поэтического идеала, свежесть языка и стиля. Трудно спутать говор крестьян северорусских деревень в повестях и романах В. Бело­ва и Ф. Абрамова с речью жителя Сибири — героя книг В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина, с бой­ким говорком персонажей В. Лихоносова, описываю­щего юг России.

Писатель Ф. Абрамов определил своеобразие этого этапа воплощения темы деревни: «Исследуются не про­сто деревенские, но проблемы нашего национального развития, наших исторических судеб». В фокусе луч­ших современных книг — основы национальной жизни России, крутые перемены, происшедшие в социальном и психологическом облике русского села. Проза о де­ревне подкупает силой нравственно-философских обоб­щений.

Создававшаяся на протяжении четверти века тетра­логия «Братья и сестры» вместила в себя судьбы крестьян Русского Севера от эпохи Великой Отече­ственной войны до начала 70-х годов. Перед читателем развертываются картины быта и нравов!той поры, пред­стают незаурядные человеческие характеры, их обрете­ния и потери, история их суровой, нелегкой жизни с ее духовными и нравственными исканиями. Михаил и Ли­за Пряслины, Анфиса Петровна Минина, Подрезов, Лукашин, Ставров — все это самобытные натуры, для которых святы и дороги такие извечные понятия, как земля, хлеб, дом. Всех их заботят прежде всего нужды родного поля. И в то же время мысленным взором они прозревают большие пути и перепутья своей родины.

В четырехтомном повествовании («Строговы», 1946; «Соль земли», 1960; «Отец и сын», 1964; «Сибирь», 1971) Георгий Марков отобразил вехи народной исто­рии, показал своеобразные человеческие судьбы. Чита­тель воочию убедился, насколько верными оказались пророческие слова Михаила Ломоносова о том, что величие России будет приумножаться Сибирью.

Особый интерес приобретает дальнейшее развитие в современной литературе есенинско-пришвинской тра­диции. Основоположники этого направления в искусст­ве одними из первых выразили тревогу по поводу резко­го возрастания дисгармонии между био- и ноосферой. (В естествознании и натурфилософии XX в. наряду с понятием «биосфера» возникло слово «ноосфера», служащее для названия того, что создано на земле разумной деятельностью человека. Соотношение этих начал, их гармоническое развитие — предмет особой заботы не только экологии, но и социально-философ­ских дисциплин.)

Традиция эта в советской литературе фактически не прерывалась. В послевоенные годы она нашла мощное претворение в леоновском «Русском лесе», на страни­цах которого обе сферы выступают в виде образно- философских обобщений. В 70-е годы это направление получает интенсивное развитие в тревожных очерках о Байкале, Каспии, Аральском море, о лесах Закар­патья, в защиту рек и речушек средней полосы России. Проблема эта воплощается в форме повести-сказки «Белый пароход» (1970) Чингиза Айтматова, беллетри- зованно-публицистического романа «Не стреляйте в бе­лых лебедей» (1973) Бориса Васильева, социально- философского романа «Комиссия» (1975) Сергея Залы­гина.

Если домашнее задание на тему: " Просветление поэтического идеала в 70-е годыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.