Просвещение, наука. Печать изданий



Екатерина настойчиво стремилась убедить своих современников в том, что она является прямой наследницей и продолжательницей дела Петра.

«Petro Primo Catharina Secunda» («Петру Пер­вому Екатерина Вторая») — многозначительно гласила надпись на знаменитом памятнике Фальконета Петру — «Медном всад­нике». Но если Петр, следуя историческому ходу вещей, дей­ствительно в какой-то мере вел за собой общество, Екатерина, наоборот, старалась задержать слишком, с ее точки зрения, стре­мительный, начинавший уже не отвечать интересам самодержа­вия ход общественного развития, сдерживать, а порой и прямо пресекать все сильнее проявлявшуюся инициативу прогрессивных общественных сил.

В последней трети XVIII в. правительством принимается ряд мер по расширению образования: организуются закрытые женские учебные заведения с целью создания «новой породы людей», позднее развертывается целая сеть начальных и средних школ. К 1769 г. существовало 316 таких школ с общим числом уча- іцихся в 18 тысяч человек. Но это было каплей в море: новые школы, доступные далеко не всем, не могли удовлетворить по­требности в знаниях со стороны широких слоев населения. И ода­ренность народа пробивалась и заявляла о себе помимо всяких школ. Начиная именно с этой поры, у нас появляется целая плеяда замечательных самородков — людей из народа, выдви­гающих блестящие научно-технические идеи, осуществляющих интереснейшие изобретения (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин). Однако большинство этих изобретений и открытий не было ис­пользовано надлежащим образом тогдашними хозяевами страны.

Осуществляется ряд научных мероприятий. В 1765 г. по ини­циативе прогрессивных представителей дворянства создается первая у нас научно-общественная организация — «Вольное экономическое общество», ставящее своей задачей изучение вопро­сов земледелия и хозяйственной жизни России. Замечательно расцветает деятельность Академии наук. Героические усилия Ло­моносова не пропали даром: среди академиков оказывается все больше и больше талантливых русских ученых; Петербургская математическая школа считается в это время передовой в Европе; ряд экспедиций для изучения окраин России, предприня­тых Академией, имел мировое научное значение. В 1768 г. орга­низуется «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг на российский язык». В 1771 г. учреждается при Московском уни­верситете «Вольное российское собрание» «для исправления и обогащения российского языка». Наконец, в 1783 г. создается особая Российская академия для специальной разработки вопро­сов русского языка и русской художественной литературы. Рос­сийская академия, в состав которой были введены наиболее крупные писатели того времени, начиная с Державина, ставит себе задачи, уже намеченные в известной нам речи Тредиаковского в 1735 г.: издание грамматики, словаря, риторики и правил стихосложения. Под редакцией директора Академии наук кн. Е. Р. Дашковой и при ближайшем участии самой Екатерины начинает выходить орган Академии — литературный журнал «Со­беседник любителей российского слова». Развивается и книгопе­чатание. Одновременно с открытием Российской академии из­дается указ о «вольных типографиях», разрешающий всем желаю­щим заводить типографии, не испрашивая на это никакого специального разрешения. Частные типографии появляются в большом числе не только в столичных городах, но и в провинции, в, том числе в помещичьих усадьбах. Такова, например, типогра­фия И. Г. Рахманинова в селе Казинке Тамбовской губернии (в 1791 г. в ней было, в частности, напечатано «Полное собрание всех до ныне переведенных на российский язык и в печать отдан­ных сочинений г. Вольтера»), Особенно необходимо отметить беспримерную просветительную и книгоиздательскую деятель­ность Н. И. Новикова. Еще в 1773 г. Новиковым организуется в Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг». Но особый размах деятельность Новикова приобретает с организа­цией им в 1784 г. знаменитой «Типографической компании» (всего Новиковым было выпущено около тысячи изданий). Чрезвычайно вырастает количество появляющейся в печати переводной литера­туры. За данный период выходят переводы многих выдающихся произведений античной литературы, сочинений философов-просве­тителей, наиболее значительных художественных произведений западноевропейских и даже отчасти восточных литератур. Увели­чивается выпуск произведений русских авторов. Уже в первое десятилетие, начиная с 1762 г., число вышедших книг возросло по сравнению с предыдущим десятилетием в пять раз. В дальней­шем выпуск книг все усиливается. Нагляднее всего видно это по росту периодической печати. С начала нашей периодической пе­чати, с петровских «Ведомостей» и до 1762 г., у нас появилось всего восемь периодических изданий; с 1762 г. до конца века их выходит значительно больше ста, причем в 64 из них помещается литературно-художественный материал (40 изданий носят по преимуществу литературный характер). С 1786 г. журналы начи­нают выходить и в провинции, в том числе даже в Сибири. К концу века появляется новый тип периодической печати — ли­тературно-художественные альманахи.

Этот небывалый рост периодической печати и вообще книж­ного дела наглядно свидетельствует о росте читательской аудито­рии, вовлечении в нее все новых социальных слоев и о том, какой богатой и напряженной идейной жизнью начинает жить русское общество, явно перераставшее в этом отношении те рамки, кото­рые были предназначены для него верховной властью.

В последнее десятилетие XVIII в. делается попытка насиль­ственно вогнать общество в эти произвольные рамки, парализо­вать дальнейшее общественное движение и развитие. В 1790 г. был сослан в Сибирь Радищев и разогнано «Общество друзей словесных наук», в котором он принимал известное участие. На следующий год была разгромлена «Типографическая компания», а в 1792 г. заключен в крепость сам Новиков. Около того же вре­мени была опечатана тамбовская типография Рахманинова. На­конец, в 1796 г., перед своей смертью, Екатерина упразднила все «вольные» типографии. Одновременно была усилена цензура, принявшая особенно угрожающий характер при Павле.

Если домашнее задание на тему: " Просвещение, наука. Печать изданийШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.