Просвещение и наука России первой половины 19 века



Капиталистические отношения, вызревавшие в недрах феодальной формации, способство­вали культурному прогрессу народов России. Большое значение имели укрепление национального сознания и актив­ность народных масс, боровшихся за освобождение от крепостничества.

Русская национальная культура, вступившая в полосу своего рас­цвета, в своем классовом содержании была неоднородна. В ней наряду с господствующей дворянской культурой усиливались демократические и социалистические элементы, выражавшие интересы трудящегося и эксплуатируемого народа. Огромное воздействие на развитие передо­вой культуры оказывали представители революционной идеологии — В.Г. Белинский и А. И. Герцен, одухотворявшие освободительными идеями культуру всех народов России. Они боролись за раскрытие вы­соких творческих возможностей народов страны, за распространение просвещения и науки, за решительное преобразование общественного строя. Передовые идеи революционного движения благотворно сказы­вались в областях культуры — в образовании, науке, литературе, ис­кусстве.

Потребность в квалифицированных кадрах специалистов вынужда­ла царизм расширить сеть общеобразовательных и специальных школ. В сельских местностях открывали одногодичные парафиальные учили­ща. Следующей ступенью были уездные училища, а далее — гимназии и университеты. Гимназии открывались для обучения детей дворян и чиновников. Кроме Московского университета, существовавшего с се­редины XVIII века, в стране были открыты новые университеты: в Тарту (1802), Казани (1804), Харькове (1805), Петербурге (1819), Киеве (1834). Кроме университетов было и несколько технических вузов. Для детей привилегированных классов были открыты специальные учебные заведения — лицеи.

В научной жизни страны большую роль играли Академия наук и университеты, обогатившие науку важными открытиями. Выдающимся математиком этого времени был профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский, который доказал возможность существования гео­метрии, отличной от обычной геометрии Евклида, раскрыл новые пер­спективы развития математики.

Русские ученые и техники решили много сложных проблем технического прогресса и науки.

В 1833—1834 гг. Е. А. и М. Е. Черепановы (отец и сын) разрабо­тали конструкцию паровоза. Русский электротехник В. И. Петров от­крыл и исследовал так называемую вольтову дугу, благодаря чему ста­ло возможным сваривать металлы. Русский металлург П. П. Аносов разработал методы производства высококачественной стали. Выдаю­щихся успехов достигли русские химики. Так, Н. Н. Зинин открыл метод получения анилина и положил начало анилино-красочной промышлен­ности. В области медицины выдающееся значение имела деятельность П. И. Пирогова, основоположника военно-полевой хирургии и хирурги­ческой анатомии. В развитие астрономии большой вклад внесли труды В. Я. Струве, основоположника Пулковской обсерватории.

Академия наук России организовала крупные научные экспедиции. Русские моряки и географы Ф. Ф. Беллинсгаузен, Ю. Ф. Лисянский, И. Ф. Крузенштерн, Г. И. Невельской, М. П. Лазарев, В. М. Головнин, Ф. П. Литке открыли Антарктиду, острова в Тихом океане, создали но­вые, более совершенные карты. Много проливов и островов, которые были открыты, носят русские названия (группа островов Кутузова и Су­ворова, острова Румянцева, Спиридова, острова Петра Великого и др.). Учрежденное в 1845 г. Русское географическое общество стало центром изучения суши и морей России.

Если домашнее задание на тему: " Просвещение и наука России первой половины 19 векаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.