Произведение «Радуга» Ванды Василевской



О популярности этой повести свидетельствует то, что она выдержала более 50 изданий на языках народов СССР. Н. Тихонов писал: В «Радуге» Ванды Василевской с точной и жестокой последовательностью рисуется вся почти непередаваемая пером картина немецкого страшно­го владычества на временно захваченной нашей земле».

Герои «Радуги» — жители небольшого украинского села, захваченного фашистами. Единство советских людей, находящихся под властью немцев, их нравственная чисто­та противопоставлены в повести человеконенавистническо­му облику оккупантов: офицеру-палачу Курту Вернеру, его растленным солдатам и кучке предателей — любовнице Курта Пусе и бывшему кулаку старосте Гаплику.

В повести В. Василевской выведена целая галерея рядовых советских женщин-колхозниц, верных дочерей партии и народа, выросших за годы советской власти. Писательнице удалось создать величественный собира­тельный образ советской матери, готовой совершить любые подвиги во имя Родины и народа.

В центре повести образ партизанки Олены Костюк, один из самых ярких женских образов в литературе во­енных лет. Прототипом Олены Костюк была Александра Мартыновна Дрейман из поселка Уварово под Можай­ском, которая стойко выдержала пытки гитлеровцев, пере­несла убийство новорожденного сына, но не выдала пар­тизан. Правительство посмертно наградило ее орденом Ленина.

Одной из художественных особенностей повести явля­ется ее символичность. Символично уже само название «Радуга». Образ радуги проходит через все произведение. Впервые появляется она в нестерпимо морозный зимний день, когда схватили Олену Костюк. Необыкновенное по­явление радуги воспринимается по-разному. Фашисты видят в ней роковое предзнаменование расплаты за их кровавые злодеяния, народ воспринимает радугу как доб­рый знак — предвестник победы и скорого освобождения из-под фашистского рабства.

Вторичное появление радуги совпадает с освобождени­ем села от фашистов. Она появляется как символ мира и счастливого труда, а умирающий фашистский капитан Вернер смотрит на нее как на осуществившееся воз­мездие.

Выдающимся произведением о борьбе советского наро­да с гитлеровскими оккупантами явилась повесть Б. Горба­това «Непокоренные» («Семья Тараса»), Она создава­лась, по собственному признанию автора, на основании фактов, взятых непосредственно из жизни. «Непокорен­ные» — это произведение о духовной силе советского наро­да, который не только выдержал тягчайшие испытания фашистской оккупации, оставшись верным идеям партии Ленина, но и поднялся под руководством коммунистов на вооруженную борьбу с захватчиками. В повести с большой художественной силой вскрыта организующая и вдох­новляющая роль партии во всеобщей народной борьбе с оккупантами.

Идейный центр произведения — образ коммуниста Степана Яценко, бывшего секретаря обкома, оставленного на оккупированной территории для организации подполь­ной борьбы.

Высокую оценку повести дал М. И. Калинин.

Тема Великой Отечественной войны была далеко не исчерпана в повестях военных лет. И неслучайно писатели, создавшие тогда повести, продолжали творческую работу в послевоенный период, рассказывая о минувшей войне. Так, А. Бек написал продолжение повести «Волоколамское шоссе» — «Резерв генерала Панфилова» (1960). К. Симо­нов создал трилогию «Живые и мертвые» (1959), «Солда­тами не рождаются» (1963—1964), «Последнее лето» (1970—1971).

В конце войны появляются повести, в которых писатели решают морально-этические проблемы сложных личных отношений, связанных с возвращением в родные семьи инвалидов войны. Такова повесть В. Василевской «Просто любовь» (1944).

Находят отражение и переживания семей, которые потеряли на войне мужей, отцов, сыновей (В. Катаев «Же­на», 1942—1943).

Зримые черты победы заставляют писателей думать о жизни народа в период завоеванного мира.

Если домашнее задание на тему: " Произведение «Радуга» Ванды ВасилевскойШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.