Произведение Горького отображающее поведение Ленина



В произведении Горького разбросано множество жи­вых черт облика и поведения Ленина. Но две из них во внешности Ильича писатель повторяет как своеобразный лейтмотив. Это мудрый сократовский лоб и умные всевидя­щие глаза.

Драгоценным свидетельством успеха Горького явля­ется высокая оценка очерка женой и другом Владимира Ильича Н. К. Крупской: «Живой у Вас Ильич... Кто не любил бы, не мог бы так написать. Живой весь Ильич».

Советская литературная Лениниана располагает сей­час большим количеством первоклассных художественных произведений. Но очерк М. Горького не утратил и не утра­тит своего значения как замечательное художественное произведение, глубоко и верно раскрывшее облик «нового вождя новых масс».

В 1922 году М. Горький закончил третью часть авто­биографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». В последней книге писатель рассказывает о казанском периоде своей жизни, о 80-х годах. Горький пишет: «Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде». Теперь это сопротив­ление приняло осмысленный характер.

История жизни Алеши Пешкова — это поучительная история о том, как полуголодный мальчик из провинциаль­ной мещанской среды поднялся к высотам мировой культу­ры, стал образованнейшим человеком своего времени, всемирно известным писателем. Важную роль в этом про­цессе сыграли «университеты», о которых так ярко расска­зано в третьей части трилогии. «Мои университеты» подво­дят читателя к важной для автора мысли: только труд и борьба за социальную справедливость способны сформи­ровать нового человека и новое общество. Это художе­ственное открытие Горького оказало большое влияние на дальнейшее развитие советской литературы. В горьковской традиции написаны «Как закалялась сталь» Н. А. Остров­ского, автобиографическая тетралогия Ф. В. Гладкова, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко и многие другие произведения.

«Если бы я был критиком и писал книгу о Максиме Горьком,— говорил сам писатель,— я бы сказал в ней, что сила, которая сделала Горького тем, что он есть... заключа­ется в том... что он первый в русской литературе и, может быть, первый в жизни вот так, лично, понял величайшее значение труда,— труда, образующего все ценнейшее, все прекрасное, все великое в этом мире».

В 1925 году М. Горький закончил работу над романом «Дело Артамоновых» . Еще в 900-е годы писатель пред­полагал рассказать о судьбе трех поколений купеческой семьи, «где закон вырождения действовал особенно безжа­лостно». В 1910 году он поделился своими планами с В. И. Лениным, который назвал тему романа отличной, но сделал очень меткое замечание: «...не вижу, чем Вы ее кончите? Конца-то действительность не дает. Нет, это надо писать после революции...»

Замечание Владимира Ильича оказалось пророческим. Несмотря на то, что Горький начал работу, завершить роман он действительно смог только после революции.

За двадцать пять лет замысел произведения суще­ственно изменился. Вначале центр его тяжести лежал преимущественно в морально-этической области. Горький собирался показать, как паразитическое существование приводит буржуазию к духовной опустошенности, к нрав­ственной деградации, к биологическому вырождению. На­писанный роман исследует эту проблему, но она оказалась оттесненной на второй план. А на первый — вышли широ­кие картины исторических судеб России на протяжении полувека накануне революции, которая смела с лица земли Артамоновых и им подобных.

В противостоянии и борьбе двух классов — буржуазии и пролетариата — раскрывается центральный конфликт романа.

Чтобы должным образом оценить всю глубину и значи­тельность произведения М. Горького, надо иметь в виду, что большинство его образов и картин имеет глубоко сим­волический характер. Даже в проходных на первый взгляд эпизодах раскрываются иногда исторические зако­номерности русской действительности.

Действие романа начинается вскоре после отмены крепостного права, в 1863 году.

Основатель дела — вчерашний крестьянин Илья Арта­монов. Он настойчив, умен, энергичен. Его целеустремлен­ная натура ломает все препятствия. В глухом городишке с характерным названием Дремов он затевает строитель­ство фабрики. Ломая на своем пути все преграды, Илья добивается того, что одно за другим вырастают фабричные здания. Но Илья Артамонов — хищник и стяжатель; Его могучая жизненная сила, кипучая энергия имеют целью только одно — обогащение. На пути к этой цели он жаден и безжалостен. Жестоко эксплуатируя своих рабочих, он не жалеет и себя. Символична его смерть. Сгружали новый котел для фабрики. В какой-то момент рабочим показалось, что он наклонился и падает, грозя раздавить их. Они разбежались, и тогда Илья, чтобы спасти свое добро, бросается к котлу и какие-то мгновения держит огромную тяжесть на себе. Котел был спасен, но Илья, надорвавшись, погиб.

Второе поколение семьи представлено в романе сыновь­ями Ильи — Петром и Никитой, а также его племянником Алексеем. Дело продолжает расширяться, крепнуть, но с его хозяевами происходит что-то неладное. Илья вклады­вал в работу душу. Она была для него смыслом жизни. Для его сына Петра фабричные дела — тяжелая, неприятная обязанность. Он человек слабый, вялый, безынициатив­ный. Бессмысленность его жизни не дает ему покоя: «Работаешь как лошадь, а зачем? Сыт на всю жизнь». Духовно опустошенный, он распространяет вокруг себя лень, апатию, скуку. Показательны перемены, происшед­шие сего женой Натальей. Жизнерадостная и энергичная, она после замужества утрачивает всякий вкус к жизни и постепенно превращается в бесформенное студенистое существо, которое только и делает, что ест и спит.

Несколько иной путь у Алексея. Это своеобразный идеолог русской буржуазии. На шумных сборищах в его доме ведутся политические разговоры о будущем русского капитализма, о необходимости реформ. Алексей пытается энергично защищать буржуазную культуру.

В свое время Л. Н. Толстому очень понравилось в замысле романа намерение Горького показать, как сын Ильи Никита уходит в монастырь, чтобы замаливать грехи родственников. Однако в окончательном тексте произведе­ния Никита не находит в монастыре тихой пристани. Здесь также царят интриги и беззастенчивая погоня за наживой. Спрятаться от жизни не удалось.

Чтобы удержать в руках непослушное дело и сохранить власть над рабочими, Артамоновым приходится идти не на одно нравственное и уголовное преступление. Это ускоряет процесс их морального разложения. И такие представите­ли третьего поколения этой семьи, как Яков и Мирон, окончательно утратили нравственные устои.

Но ход истории остановить невозможно. Первым из Артамоновых это понял Илья-младший, тоже внук Ильи. Сначала он ограничивался простым осуждением своих родственников, но затем приходит к выводу, что само дело Артамоновых идет на убыль, что быть человеком можно, только выступив на борьбу с ним. Илья уходит из родного дома и в конце романа вместе с революционными рабочими борется за новое устройство русской жизни.

На протяжении всего повествования читатель ощущает присутствие могучей, решающей силы исторического раз­вития — пролетариата. Вначале Горький показывает тем­ноту, политическую неразвитость народных масс. Но с рас­ширением дела Артамоновых растет и общественное созна­ние рабочих. Параллельно судьбам поколений Артамоно­вых Горький рисует историю ткачей Морозовых. Глава династии Борис Морозов верил Илье Артамонову-старше­му, восхищался энергией основателя дела. Его внук, вступая в непримиримую борьбу с Артамоновыми, утвер­ждает: «Все — от нас пошло, мы — хозяева».

Особое внимание обращает на себя в романе дворник Артамоновых — Тихон Вялов. Находясь в течение не­скольких десятков лет при доме Артамоновых, он стано­вится свидетелем многочисленных преступлений своих хозяев. Святое для них дело накопления богатства — для него «каиново» дело. Тихон Вялов выступает в романе своеобразным резонером, произнося свой суд над Артамо­новыми. Горький называл этого своего персонажа «видоиз­мененным типом Платона Каратаева». Действительно, черты патриархального крестьянства несомненно присущи Тихону. Осуждая буржуазный образ жизни, жадность, безнравственность, жестокость Артамоновых, он далек от революционных рабочих, полностью отрицает городскую культуру, технический прогресс.

Именно Вялову писатель поручает подвести итог делу Артамоновых, завершая роман яркой, выразительной реп­ликой Тихона, узнавшего о происшедшей революции: «Вот оно как повернулось. Я говорил: всем каторга! И — при­шло. Смахнули, как пыль тряпицей. Как стружку смели... Грешили, грешили,— счета нет грехам! Я все смотрел: диво! Когда конец? Вот наступил на вас конец. Отлилось вам свинцом все это... Потеряла кибитка колесо...»

В широкой картине русской жизни, нарисованной в романе, Горький показал себя глубоким и тонким иссле­дователем сложнейших процессов, протекающих в обще­ственной жизни предреволюционной России. Писатель продолжил свой рассказ о человеке, об обстоятельствах, которые не только ломают его, но и помогают выйти на дорогу подлинного человеческого счастья, рассказ, имев­ший целью помочь человеку перебороть «свинцовые мерзости жизни».

«Хозяин тот, кто трудится»,— провозгласил машинист Нил, герой первой пьесы писателя «Мещане». В романе «Дело Артамоновых» подтверждена историческая спра­ведливость этих слов.

Раскрывая идею неизбежности торжества социалисти­ческих идеалов в живых, исторически конкретных ситуаци­ях и лицах, Горький в своем романе сделал значительный шаг вперед на пути развития искусства социалистического реализма.

Последние одиннадцать лет жизни М. Горький работал над романом «Жизнь Клима Самгина». Четырехтомная эпопея — своебразный итог творческого труда писателя в течение многих десятилетий. В ней он вернулся ко многим идеям и образам предшествующего творчества, осветив их по-новому, с высоты прожитых лет, с учетом огромного житейского и творческого опыта.

А. В. Луначарский назвал «Жизнь Клима Самгина» «движущейся панорамой десятилетий». В романе нарисо­ваны картины русской жизни, как об этом свидетельствует его подзаголовок, на протяжении сорока лет. В поле зрения писателя попали практически все слои русского дореволю­ционного общества. В отличие от «Дела Артамоновых», где главный конфликт произведения связан с судьбами русско­го капитализма, в «Жизни Клима Самгина» в центре внимания образы русских интеллигентов, история «пустой души» (первоначально роман так и назывался — «Исто­рия пустой души») центрального персонажа эпопеи Клима Самгина.

Главным же героем книги М. Горького является исто­рия, народ. Ни в одном еще произведении русской литера­туры перед читателем не проходило такое количество исторических лиц и событий, увиденных широко и мас­штабно и оцененных с марксистско-ленинских философ­ских позиций. По глубине проникновения в сущность исторических процессов, по точности и верности оценок горьковская эпопея уникальна.

Трагедия Ходынки и 9 Января 1905 года, массовые революционные демонстрации русского пролетариата, по­хороны Баумана и множество других исторических собы­тий различного масштаба и значения, а рядом, как живые, фигуры русских рабочих, революционеров, предпринима­телей, священников, чиновников, газетчиков, учителей, политических деятелей, купцов, кулаков, сектантов, дека­дентов и т. д. и т. п.— весь этот пестрый, многозвучный поток предреволюционной русской жизни показан таким образом, что подводит читателя к восприятию Октябрь­ской революции как единственно возможного, естественно­го этапа отечественной истории. Интересна такая осо­бенность построения произведения: многие действующие лица сюжетно мало связаны между собой. Но внутренняя цельность эпопеи несомненна.

Роль своеобразного центра в романе выполняет фигура Клима Самгина. К ней сходятся и от нее идут все те связи, что объединяют персонажей произведения и образуют целостную структуру.

Горький и раньше писал о русской буржуазной интел­лигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары»), но, однако, именно в «Жизни Клима Самгина» он впервые взглянул на русскую историю с точки зрения места и значе­ния в ней интеллигенции. Ведь многие русские интелли­генты после Октября трудно и долго совершали свое «хождение по мукам» прежде чем принять новый строй. История «пустой души» Клима Самгина объясняла, поче­му сделать это удалось не всем. Она объясняла, откуда в среде русской интеллигенции взялись провокаторы и пре­датели.

Горький провел своих героев через многие крутые повороты духовной жизни русской интеллигенции конца XIX — начала XX века: народничество и марксизм, декаденство и сектантство, мистику и порнографию, сменове­ховство и шовинизм. Пафос писателя — развенчание раз­лагающейся буржуазной культуры. Судьба Клима Самги­на на этом фоне выступает как типичная, характерная для интеллигента, решившего, что ему «с рабочим классом и вообще с революцией — не по дороге».

Рассказывая о замысле своего произведения, возник­шем в годы после первой русской революции, писатель заметил: «Этот тип индивидуалиста, человека непременно средних интеллектуальных способностей, лишенного ка­ких-либо ярких качеств, проходит в литературе на протя­жении всего XIX века. Мне хотелось изобразить в лице Самгина такого интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренно».

Главное в Самгине — на это указывает и его фами­лия — это его «самость», воинствующий индивидуализм.

«При звуках этого имени,— писал А. В. Луначар­ский,— мне сразу рисуется наружность вроде знаменитого «Человека в очках» Добужинского. Но это не только такое же узкое, такое же безглазое, такое же искусственное существо. Это еще Самгин: у него голова несколько подня­та вверх с чувством собственного достоинства, у него есть в чем-то — в воротничках, в галстуке, в прическе, при всей их холодной корректности — нечто, претендующее на соб­ственный стиль и как бы некоторую сдержанную арти­стичность. Фигура небольшая, невысокая, но как бы постоянно в обществе приподнятая желанием казаться выше. Речь не только сухая по форме, но и по звуку, в корне своем глубоко скучная, как бы с самого порога ненуж­ная — и в то же время с сильным налетом адвокатской ловкости, самослушания и претензии.

Таков Самгин наружно, и, право, никак нельзя назвать только что начертанный силуэт иначе, чем Клим Самгин».

У Самгина действительно очень много претензий. Он претендует на ведущее положение в обществе, на ориги­нальность, неповторимость, претендует на лидерство. Но никаких данных у него для этого нет. Он говорит об идеа­лах — но в эти идеалы не верит. Он зовет на борьбу — но сам бороться не собирается. На самом деле его цель — сытое, мещанское, как сказали бы мы теперь, комфортное существование. И ради него Клим Самгин готов предать то, к чему только что звал. Пустота и ничтожество его внутренней жизни, всего существа этого обывателя пре­красно обрисованы Горьким: «Самгин пришел к себе, разделся, лег, пытаясь не думать, но думал и видел мысли свои, как пленку пыли на поверхности темной, холодной воды,— такая пленка бывает на прудах после ветряных дней. Мысли были мелкие, и это даже не мысли, а мутные пятна человеческих лиц, разные слова, крики, жесты,— сор буйного дня».

Художественный дар Горького помог разглядеть в чер­тах Клима Самгина то явление русской общественной жизни, которое после произведения писателя получило название «самгинщины», то есть духовного обнищания жизни, безликого индивидуализма, бесплодия и пассивности. Знаменитый тезис Самгина — «Человек — это систе­ми фраз» — разоблачает его до конца.

Духовная беспринципность наложила свой отпечаток ил моральный облик героя. С удивлением констатирует Самгин, что предложение служить жандармам не оскор­бляет его: «прогрессивно мыслящий» гражданин, интеллигент, он готов стать провокатором и ренегатом, любой ценой, но спасти свое благополучное существование.

Характер Самгина в романе раскрывается в контактах с многочисленными людьми, как близкими, так и враждеб­ными ему. Это — Томилин, Варавка, Бердников, Безбедов, Нечаева и многие другие.

Особенно важны его отношения с Кутузовым. Именно при Кутузове олицетворена та сила, которой больше всего опасается Самгин. Это один из тех «чернорабочих, масте­ровых революции», чьими усилиями и осуществляется социальный прогресс, который тщетно пытаются задер­жать Самгины. В столкновениях Кутузова и Самгина раскрывается идея произведения: противопоставляются воля и равнодушие, энергия и дряблость, партийность и демагогия.

Большевик Кутузов противостоит Самгину как лич­ность: «Среди всех людей, встреченных Климом, сын мельника вызывал у него впечатление существа, совершен­но исключительного по своей законченности. Самгин не замечал в нем ничего лишнего, придуманного, ничего, что позволило бы думать: этот человек не таков, каким он кажется. Его грубоватая речь, тяжелые жесты, снисходи­тельные и добродушные улыбочки в бороду, красивый голос — все было слажено, прочно и все необходимо, как необходимы машине ее части».

Недаром, пишет Горький о Самгине, «газеты больше­виков раздражали и враждебно тревожили его. В этих газетах он чувствовал явное намерение поссорить его с самим собой, убедить его в неправильности всех его оценок, всех навыков мысли. Они действовали иронией, насмешкой, возмущали грубостью языка, прямолинейно­стью мысли. Их материал освещался социальной филосо­фией, и это была «система фраз», которую он не в силах был оспорить.

Клим Иванович был мастер мелких мыслей, но все же он умел думать и понимал, что против этой «системы фраз» можно было поставить только одно: «Не хочу!»

На последних страницах романа упоминается Влади­мир Ильич Ленин. Реакция Самгина на появление Ленина на арене русской общественной жизни однозначна и предельно выразительна: «Ленин — личный враг».

А. В. Луначарский рассказывал, что Горький «хотел заставить Самгина символически исчезнуть в лучах про­жекторов, сияющих на броневике, на котором Владимир Ильич въехал в будущий Ленинград». Этот финал глубоко символичен: победа народа, торжество Коммунистической партии означают гибель самгиных.

Символичен и весь роман Горького: в нем глубоко раскрыта вечная идея борьбы нового и старого, и знаме­нателен тот факт, что люди, подобные герою романа, оказываются за бортом истории. Этот философский итог романа «Жизнь Клима Самгина» поучителен, актуален и в наши дни.

Художественная проза М. Горького оказала большое влияние на развитие братских литератур.

Если домашнее задание на тему: " Произведение Горького отображающее поведение ЛенинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.