Произведение Фадеева «Разгром»



Участие в событиях гражданской войны на Дальнем Востоке, учеба в Горной академии, партийная и газетная работа, участие в творческих спорах и дискуссиях о путях развития советской литературы были школой жизни, которая помогла Фадееву создать выдающееся произ­ведение социалистического реализма роман «Раз­гром» (1927).

В те годы о гражданской войне писали много. Уже были созданы такие классические произведения, как «Бро­непоезд 14-69» Вс. Иванова, «Падение Дайра» А. Малышкина, «Барсуки» Л. Леонова, «Чапаев» Д. Фурманова, «Железный поток» А. Серафимовича. Но Фадеев сумел сказать свое, новое слово об этом времени.

Определяя основную тему своего произведения, писа­тель говорил, что его привлекал период гражданской войны, прежде всего потому, что именно в это время «про­исходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией», «все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаля­ется, растет, развивается в этой борьбе».

Действие романа происходит на Дальнем Востоке. В центре изображен небольшой партизанский отряд, кото­рым командует Левинсон.

Несмотря на то, что хронологические рамки действия романа нешироки — около трех месяцев — и количество действующих лиц невелико, «Разгром» является выдаю­щимся произведением по широкому эпическому охвату событий гражданской войны, потому что судьбы героев романа даны в самой тесной связи с судьбами Родины, с судьбами революции.

Художественное мастерство А. Фадеева проявилось в умении создать образы-типы, использовав целый ком­плекс средств художественного обобщения. Главный герой романа — народ, и в большинстве своем действующие лица являются подлинными представителями народа, во­площающими в своем характере его наиболее характерные черты.

Фадеев выступил в романе достойным продолжателем традиций русской классической литературы. Критики не без основания отмечали традиции Льва Толстого в умении А. Фадеева проникнуть в диалектику души героев, отра­зить богатство их внутреннего мира. В то же время «Раз­гром» — новаторское произведение, ибо писатель сумел показать, какие колоссальные изменения внесла револю­ция в сознание народа, как по-новому определяют герои смысл жизни, как слетает с них всякая шелуха, связанная с пережитками прошлого и как, наконец, в их действиях и поступках рождается новый, поистине революционный гуманизм.

Партизаны, действующие в романе, представляют «угольное племя» — сучанских шахтеров. Революция дала им чувство человеческого достоинства, дала высокие идеа­лы, за которые они борются и сознательно отдают свои жизни, веря в светлое будущее народа.

Фадеев выступает трезвым реалистом, который запе­чатлел и трагические утраты в ходе борьбы за высокие идеалы.

В создании характеров писатель умело использует художественный принцип контраста. Особенно это отчет­ливо видно при анализе образов Морозки и Мечика.

Морозка — шахтер во втором поколении. В юности он вел обычную жизнь шахтерской молодежи — ходил в село, где дрался с парнями, гулял с девицами.

Мировая война прервала юность Морозки. Он попал на фронт, шесть раз был ранен, два раза контужен. И все же жизнь казалась ему простой и немудрящей, многое он делал необдуманно. Но когда началась гражданская вой­на, он отправился защищать Советы. Советы, революция стали для Морозки родными и близкими. И, несмотря на то, что Морозка часто бывает резким, он любит свой партизан­ский отряд особой любовью. Ему близка борьба, которую ведут партизаны, и поэтому, когда Левинсон за отказ Мо­розки везти пакет предлагает ему сдать винтовку и уйти из отряда, тот горячо отвечает: «Уйтить из отряда мне никак невозможно, а винтовку сдать — тем паче — … По­тому не из-за твоих расчудесных глаз, дружище мой Левинсон, кашицу мы заварили! По-простому тебе скажу, по-шахтерски!»

В обрисовке характера Морозки А. Фадеев применяет различные художественные средства: сообщаются биогра­фические данные, характеризуется его отношение к жене, к товарищам по отряду, а также к Мечику и Левинсону.

Морозна — далеко не идеальный герой. Он бывает несдержанным во взаимоотношениях с партизанами, резок и невнимателен к своей жене Варе, и в то же самое время в отношениях с людьми у него ярко проявляется классовое чутье, особый гуманизм, чувство товарищества. Морозка может совершать необдуманные поступки, такие, как кража дынь с баштана, но, несмотря на отдельные про­махи, он способен к самопожертвованию, к героическому подвигу во имя спасения своих товарищей.

Рискуя собой, он спасает жизнь раненому Мечику, увозит его с поля боя и доставляет в отряд, но в, то же время он чувствует, что этот бледный безусый чистенький парень не относится к тем людям, которым можно дове­рять.

Характер Морозки дается в романе в движении, в раз­витии. Постепенно представление о жизни как о простой и немудреной штуке, похожей на круглый муромский огу­рец, заменяется в его сознании ощущением трудностей жизненных дорог, которые надо выбирать самому. И когда Морозку судят за кражу дынь, он искренне и горячо при­знается, что он может за своих товарищей по отряду «кровь отдать по жилке», и дает верное шахтерское слово, что больше не будет совершать поступки, позорящие пар­тизан.

Под влиянием Левинсона и товарищей-партизан Мо­розка вырастает духовно, чувствуя себя и исправным бойцом, и хорошим, нужным человеком. Пробуждаются в душе Морозки и теплые чувства к Варе, которая стано­вится не так безразлична ему, как казалось раньше.

Фадеев запечатлел эволюцию характера героя, пока­зав, как под воздействием коллектива борцов за высокие идеалы революции Морозка осознает свои ошибки и начи­нает по-новому относиться к жизни, к общей борьбе, к своим товарищам. Он восхищается мужеством, стойко­стью, самоотверженностью Дубова, Гончаренко, Метели­цы. Героический подвиг Морозки во имя спасения своих товарищей логически завершает его жизненный путь.

Образу Морозки противопоставлен в романе образ Мечика. Мечик — представитель интеллигенции, далекой от народа. Аккуратный, чистый, он производит хорошее впечатление на Варю — она тянется к нему, жалеет его.

Эсер-максималист Мечик чувствует, что ему никогда не будут близки партизаны, которые бранятся, дерутся из-за куска сала. Терпят крушение и его романтические мечты о героических подвигах в отряде. Вместо боевого коня ему вручают неповоротливую, неказистую на вид кобылу Зючи- ху, которая вызывает у Мечика отвращение и ненависть. Мечик не видит той огромной цели, во имя которой сража­ются партизаны.

В решающий момент Мечик ведет себя как предатель и трус. Морозка ценой своей жизни предупреждает парти­зан о грозящей опасности. Своим подвигом Морозка доказал преданность делу революции, способность на самопожертвование ради товарищей по борьбе, а Мечик, струсив, предал их.

Правда, после того как Мечик понял, что погоня отстала, и почувствовал, что совершил предательство, он хотел кончить жизнь самоубийством, но понял, что никогда он этого совершить не сможет, потому что больше всего на свете любит себя. Мечик решил попасть во Владивосток, и его мало смущает то обстоятельство, что там белые.

Показывая сложный состав партизанского отряда, А. Фадеев останавливает свое внимание на взводах Дубо­ва и Кубрака. Тимофей Дубов — шахтер. Он гордился своей принадлежностью к «угольному племени». Его взвод состоит в основном тоже из шахтеров. Это сознательные бойцы за революционные идеалы, боевое ядро партизан­ского отряда. Всегда взвод Дубова служит примером дисциплинированности и четкости в выполнении боевых заданий.

Командир взвода Кубрак — крестьянин, и взвод его состоит из крестьян. В отличие от взвода Дубова, взвод Кубрака далеко не всегда дисциплинирован, да и у самого Кубрака часто «крыловскис пашни» заслоняли истинные цели и задачи борьбы, поэтому в его взводе было много дезертиров. Но, тем не менее, несмотря на сложность на­строений крестьян, входящих во взвод, они понимают, что, правда за Дубовым, Баклановым, Левинсоном, и идут за ними.

Передовыми людьми в отряде являются Гончаренко и Бакланов. Это рабочие люди, настоящие, сознательные бойцы за высокие идеалы, за общее дело. В них воплощены лучшие качества революционного народа. Именно они ближайшие помощники Левинсона.

В небольшом по объему произведении А. Фадеев сумел показать, как в горниле гражданской войны растут и му­жают люди, как происходит подлинный «отбор человече­ского материала», как человек, озаренный высокими идея­ми революции, поднимается до свершения героического подвига. Писатель создал глубоко индивидуализированные характеры партизан, создал и образ командира парти­занского отряда — подлинного руководителя народных масс.

Проблема положительного героя была одна из цен­тральных в прозе 20-х годов. Были созданы такие образы, как Чапаев (роман Д. Фурманова «Чапаев»), как Кожух («Железный поток» А. Серафимовича), как коммунисты Штокман, Бунчук, Котляров, Кошевой («Тихий Дон» М. Шолохова). Но далеко не всем писателям удалось создать характеры руководителей народных масс, в кото­рых бы воплощались лучшие черты народа. Некоторые герои страдали схематизмом, были «твердокаменными», не знающими никаких человеческих слабостей и недостатков. К ним можно отнести Командарма из повести А. Малышкина «Падение Дайра», Курта Вана из романа К- Федина «Города и годы». Образ командира отряда Левинсона из романа «Разгром» был подлинным художественным от­крытием А. Фадеева. Как своим внешним видом, так и своим поведением в самых сложных ситуациях Левинсон разрушал штампчскожаной куртки». В романе неоднократ­но подчеркивается, что командир был неказистым с виду и весь «состоял» из «рыжей бороды да ичигов выше ко­лен». Но Левинсона любили и уважали в отряде. Он всем казался «человеком особой, правильной породы», который в жизни знал одно — дело. Поэтому каждый в отряде чувствовал, что он занял место, которое именно ему и пред­назначено: «С той поры как Левинсон был выбран ко­мандиром, никто не мог себе представить его на другом месте: каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отря­дом».

Левинсон был подлинным командиром, который не просто командовал людьми, а своим примером, мудрыми приказами воспитывал их, будил в них творческую инициа­тиву, находил выход из самых сложных ситуаций, в кото­рые попадал отряд.

Во всех своих действиях он учитывал конкретную обстановку, понимал, что сила партизан в тесном единении с народом, в поддержке окружающего населения. Поэтому он пресекает мародерство, устраивает показательный суд над Морозкой, который украл дыни с баштана крестьяни­на. Но когда отряд совершил трудный переход и у него не было продуктов, тот же Левинсон отдает приказ зарезать единственную свинью у корейского крестьянина, чтобы накормить отряд.

Левинсон поддерживает план дальнейшего движения отряда, предложенный Метелицей, но незаметно вносит поправки и по существу заменяет своим, но делает это так осторожно и искусно, что никто не замечает подмены, а все голосуют как за план Метелицы.

Чем тяжелее становилось положение в отряде, тем большую ответственность за каждое движение отряда, за каждую человеческую жизнь чувствует Левинсон.

Конец романа — это трагическая история гибели боль­шинства партизан отряда. Автор не боится показать плачущего Левинсона, сраженного гибелью лучших людей отряда, таких, как Морозка, Дубов, Бакланов: «Он не стыдился и не скрывал своей слабости: он сидел потупив­шись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слезы катились по его бороде…»

Однако Фадеев далек от пессимизма. Все содержание романа утверждает бессмертие дела партизан, дела рево­люции, дела Левинсона. Девятнадцать оставшихся в живых партизан выехали из леса, и «лес распахнулся перед ним совсем неожиданно простором высокого голубого неба и ярко-рыжего поля, облитого солнцем и скошенного, стлавшегося на две стороны, куда хватал глаз. На той стороне, у вербняка, сквозь который синела полноводная речица, — красуясь золотистыми шапками жирных стогов и скирд, виднелся ток. Там шла своя — веселая, звучная и хлопотливая — жизнь».

Этот пейзаж вселяет веру в незамирающую жизнь, где у каждого есть свой долг. Отсюда и новое настроение командира отряда и партизан, следующих за ним: «Ле­винсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими и близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом,— и перестал плакать: нужно было жить и исполнять свои обязан­ности».

В романе в полной мере проявляется художественное мастерство Фадеева. Эпичность повествования достига­ется глубоким проникновением во внутренний мир героев, изображением их в действии, в самых напряженных ситуа­циях. Большую роль в обрисовке характеров играют портретные детали, неоднократно повторяющиеся. Писа­тель часто останавливает внимание на описании глаз героев. Так, в романе упоминаются «нездешние глаза» Левинсона, «хищные глаза» Метелицы, причем читатель понимает, что взгляд разведчика Метелицы родствен взгляду осторожного, хищного зверя, пробирающегося тайгой. При обрисовке внешнего облика Морозки упомина­ются его «зелено-карие глаза» и «непослушные кудри». У жены Морозки Вари «дымчатый взгляд» и «теплые, смуглые руки». У Гончаренко «большие узловатые руки» и «могучие лопатки». По отношению к Мечику часто упо­требляются слова «чистенький», «безусый», глаза у него, в восприятии Морозки, «противные и чистые». Когда Ме­чик совершил предательство и позорно бежал, он видит «свою белую и грязную немощную руку».

Из приведенных примеров видно, что художественные детали помогают не только представить внешность героев, но и почувствовать своеобразие их внутреннего мира.

Если домашнее задание на тему: " Произведение Фадеева «Разгром»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.