Процветание «романтических» драм и комедий в творчестве Пушкина



К 1818—1820 годам театром стали решительно завладевать так называемые «романтические» драмы и комедии, оконча­тельно утвердившие на театральной сцене победу нового роман­тического направления, в его специфически-своеобразном теат­ральном варианте. «Романтическая» драма строилась на необык­новенных приключениях, всякого рода тайнах, ужасах, острой завязке и неожиданной развязке. Героями ее являлись люди с необыкновенной судьбой, окруженные ореолом таинственности, преодолевающие невероятные препятствия. «Сам Нестор наших драматургов, кн. Шаховской, — пишет П. Арапов, — перешел на сторону романтической драмы и выдерживал за нее беспрестан­ные нападения от классиков, и более всего от волновавшегося гневом в спорах Пав. Ал. Катенина». В большинстве случаев романтические пьесы этих лет строились по принципу свобод­ной драматизации прозаических или поэтических произведений как отечественной, так и зарубежной литератур: «Ивангой, или возвращение Ричарда львиного сердца» 1821), «Судьба Ниджеля, или всё беда для несчастного» (1824) Шаховского (по Вальтер-Скотту); «Морской разбойник, или волшебство не вол­шебство» (1823) А. А. Жандра (по Вальтер-Скотту); «Буря» (1821) Шаховского (по Шекспиру); «Финн» (1824) и «Керим-Гирей, крымский хан» (1825) его же (по Пушкину) и пр.

Все эти романтические драмы, трагедии, комедии и оперы, построенные в большинстве случаев на необыкновенной судьбе необыкновенных героев, требовали соответствующих сцениче­ских эффектов.

В прологе «Бури» показывалось бурное море, по которому несется корабль. Молния зажигает его, он распадается на части и тонет. В опере «Пустынник дикой горы» на сцене происходило разрушение замка, о чем и объявлялось в афише. Разрушение замка и кораблекрушение показывалось и в балете «Рауль де-Креки, или возвращение из крестовых походов». В балете «Кавказский пленник, или тень невесты» (по Пушкину) на сцене осуществлялся таинственный полет тени. Полетами по воздуху сопровождалась и постановка «Финна». Балет «Кора и Алонзо, или дева солнца» был обставлен новыми декорациями, изображавшими восхождение и затмение солнца, землетрясение, извержение огнедышащей горы и разрушение храма солнца. Всякого рода сражения и появление лошадей на сцене также являлись обычными атрибутами сопровождавшего пьесу «вели­колепного спектакля». «Публика, — вспоминает П. Арапов, — сильно пристрастилась к трескучим эффектам и всякий бене­фициант, желавший составить сбор, был поставлен в необходи­мость выставить на афише чго-нибудь новое».

В начале двадцатых годов на сцене появляется мелодрама. Одной из первых мелодрам была поставлена «Убийца и сирота» (1819). За ней следовали историко-романтическая мелодрама «Обриева собака, или лес при Бонди» (1820), с участием на­стоящей собаки, выслеживающей на сцене убийцу, «Полиочный колокол, или убийца и преступник» (1821), «Тереза, или женев­ская сирота» (1822) и пр.

Почти одновременно с мелодрамой появляется оригиналь­ный и переводный водевиль. В своем водевиле «Новости на Парнасе, или торжество муз» (1822) Шаховской вывел этих новых обитателей театрального Парнаса: мелодраму и водевиль.

Одним из первых русских водевилей был «Козак-стихотворец» Шаховского, поставленный еще в 1812 году и имевший успех. За ним следовали «Ломоносов, или рекрут-стихотворец» (1814) его же, «Деревня при Волге или неожиданный праздник» (1817) Б. М. Федорова, «Карантин» (1820) Н. И. Хмельниц­кого и пр. «Во сколько времени полагаете вы долговечность мелодрамы, водевиля <…>, — писал Катенин А. М. Колосовой в 1823 году. — Публика бросается толпами, а когда все пере­смотрят пиесу, то никто более и не заглядывает в театр».

Однако, несмотря на все эти нововведения, на сцене петер­бургского театра 1810—1820-х годов продолжали идти и такие пьесы старого репертуара, как «Хорев» А. П. Сумарокова, «Мельник, колдун, обманщик и сват» А. А. Аблесимова, «Ябеда» В. В. Капниста, «Владисан» Я. Б. Княжнина, «Недо­росль» Фонвизина, не говоря уже о пьесах И. А. Крылова, трагедиях В. А. Озерова и комедиях А. А. Шаховского, как писал об этом Пушкин в первой главе «Евгения Онегина»:

  • Волшебный край!
  • там в стары годы,
  • Сатиры смелый властелин,
  • Блистал Фонвизин, друг свободы,
  • И переимчивый Княжнин,
  • Там Озеров невольны дани
  • Народных слез, рукоплесканий
  • С младой Семеновой делил,
  • Там наш Катенин воскресил
  • Корнеля гений величавый;
  • Там вывел колкий Шаховской
  • Своих комедий шумный рой,
  • Там и Дидло венчался славой.

Таково было состояние русского театра ко времени пребы­вания Пушкина в Лицее и его жизни в Петербурге между Ли­цеем и ссылкой. Смесь классицизма, сентиментализма, роман­тизма и подражательства господствовала в русской драматур­гии тех лет.

Если домашнее задание на тему: " Процветание «романтических» драм и комедий в творчестве ПушкинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.